интервью с Ричардом Левиафаном (Ostara)
(веб-журнал "FluxEuropa" (http://www.fluxeuropa.com)
(январь 2002 года)

Заглавная композиция Вашего нового альбома "Kingdom Gone" ("Исчезнувшее королевство") посвящена американской трагедии 11 сентября. Довольно смелый поступок, не правда ли?

Знаете, песня появилась сама собой. Еще тем летом один мой друг подсказал мне идею новой песни... Потом, в свете тогдашних событий, я заинтересовался событиями в Палестине - конфликт, в основе которого лежат религия, Традиция и пассионарность арабского народа. После событий 11 сентября мне вдруг пришел в голову новый текст... Осталось только добавить музыкальную тему. Я слегка изменил одну из композиций, звучавших в свое время на альбоме "Kapo!", нашего совместного проекта с Дугласом Пирсом; вот так к моменту записи в студии родилась эта песня...

А что Вы сами думаете по поводу этих событий?

Когда-то Бодрийяр писал, что настоящая реальность глубоко символична... То же самое относится и к событиям 11 сентября в США. Прежде всего, они стали неким шоу. Средства массовой информации сделали из них какой-то ужасный миф, какой-то художественный перформанс. Помнится, по CNN все время крутили кадры с полыхающими небоскребами... Под музыку... Мне тогда казалось, что я смотрю не новости, а очередной видеоклип на канале MTV. Катастрофа превратилась в телевизионное представление. Собственно, средства массовой информации для того и существуют.

Как Вы считаете, можно ли расценивать эти события как гибель американской цивилизации?

Не думаю. У них - экономическое и технологическое преимущество перед остальными. Что касается американского менталитета... Да, Америка произвела на свет многие талантливые умы... Но в целом эта нация движется, как мне кажется, по наклонной плоскости. Впрочем, после 11 сентября то же самое можно сказать и об исламской культуре...

Можно ли сказать, что это событие, в своем роде - "закат Запада"?

Не понимаю, почему всех так привлекает миф о конце света? Мы культивируем веру в гибель цивилизации, но неужто запах плесени и гнили настолько приятен нам? Похоже на то, что полюса восприятия поменялись для нас местами. "Отвратительный" стал "привлекательным". "Ужасный" - "прекрасным"... Дело не в том, живем ли мы в эпоху упадка или нет, а в том, что мы осознанно культивируем веру в нее. Рассуждая объективно, что такое "упадок"? Куда мы "упали"? Деградировали по сравнению с чем? С эпохой Ренессанса? Барокко? Средними Веками? Впрочем, в истории цивилизаций творчество, так или иначе, всегда шло бок о бок с декадансом. К сожалению, последнее явление в наши дни выражено гораздо ярче - но это происходит из-за отсутствия опоры, движущей силы... Выродилась элита, исчез правящий класс... Мне же кажется, что причина кроется в том, что человек потерял возможность видеть мир как нечто целостное или взаимосвязанное - я имею в виду то, что называют "миро-представление", Weltanschauung. Разруха не в мире, разруха - в наших головах.

Кстати, об "элите"... "Элита", "аристократия" - лейтмотив Вашего творчества. Скажите, Вы понимаете это слово буквально или же имеете в виду "аристократию духа"?

Мне кажется, что стремиться к "аристократии духа" - это единственное, что нам осталось. Аристократия как класс давно деградировала. "Люди среди руин", "духовная элита" - все это действительно очень важно. Проблема заключается в определении терминов и воплощении этого принципа в жизнь. В конце концов, можно относится к этой проблеме философски и культивировать для себя некий идеал, не делая ничего в реальной жизни. Однако, учитывая то, что привычные элементы повседневной культуры, считающиеся общепринятыми, часто дисгармонируют с индивидуальным мировоззрением, мы, чтобы достичь гармонии и внутреннего баланса, пытаемся создать для себя нечто лучшее, нечто из ряда вон выходящее - то есть, отстраняемся от других, уже становимся некой "элитой". Главное - не обманывать самих себя, не погрязнуть в гордости и постоянно стремится к чему-то новому.

Как Вы относитесь к поп-культуре? Можно ли разделить культуру на "высокую" и "низкую"? Или же Вы придерживаетесь постмодернистской точки зрения, не делая никаких различий между элитарным и популярным искусством?

Мне кажется, что оптимальным было бы соединение этих двух элементов. Скажем, простая и незамысловатая мелодия может нести в себе глубокий эзотерический смысл. Скорее всего, именно этого я и пытаюсь достичь в музыке Ostara. Не в том смысле, что я пишу поп-музыку, вовсе нет... Я стараюсь, чтобы мои идеи были доступны и понятны. И потом, я не хочу оставаться на позициях "высокого искусства" и противопоставлять свою музыку поп-культуре. С одной стороны, я полностью согласен с теми, кто говорит, что популярное искусство деградировало. А с другой - простота притягательна именно своей осмысленностью и духовностью. Иконы - прекрасный тому пример.

Вот Вы упомянули об эзотерической сути Вашего творчества. Насколько осмысленно Вы вкладываете это в свою музыку?

Процесс творчества сам по себе является некоей магией. Некоей формой богослужения. Всегда подразумевается наличие аудитории - словно обращаешься к какому-то идеальному существу, которое сможет полностью разделить твои мысли и чувства. Насколько осмысленно? Но ведь акт творчества никогда не бывает полностью осознанным. Он эзотеричен уже потому, что основан на неосознаваемых процессах, на символах, всплывающих из глубины сознания...

По-моему, это также характерно для Вашей поэзии... Вы часто прибегаете к фрагментарному изложению текста... Типично модернистский прием, во многом напомнивший мне Т.С.Элиота.

Суть явления выражается не целым, но его частью. Когда молот ударяет по наковальне, появляются искры... Да, я люблю Элиота, но прием этот использовали задолго до него. Например, немецкие романтики - Новалис или Гёльдерлин.

В отличие от фрагментарных текстов, Ваша музыка богата аранжировками и инструментами. На чем вы играете?

В основном - гитары. Акустические, электронные. Всевозможные струнные инструменты. Перкуссионные. В основном, делаем все сами. Хотя все зависит от обстоятельств. Иногда приходится набирать состав до пяти-шести человек, а иногда - как, например, в песне "Транс-Сильвания" - я могу записать все сам. От случая к случаю позволяем себе использовать секвенсоры.

А как поживает Тимоти? Вы часто видитесь?

Он сейчас в Ирландии. Это его родина, хотя порой он никак не может выбрать между Ирландией и Германией - много дел и там, и здесь. Мы встречаемся не так уж и часто. На репетициях или в студии. Да и там мы больше похожи на двух музыкантов, которые решили сделать совместный альбом из сольных материалов. Каждый из нас сам пишет песни и самостоятельно записывает ее основу. Роль второго ограничивается несколькими штрихами. К счастью, у нас одинаковый стиль и похожие вкусы.

Слушая альбомы Ostara, можно ли отличить ваши песни друг от друга?

Если слышите голос Тима - значит, это его вещь. Если мой голос - соответственно... Кроме того, Тим в основном занимается электронной стороной нашей музыки. Я, в основном, пишу для него тексты.

Кстати, о текстах. У Вас часто встречаются фразы вроде "мраморных утесов"... Интересно, Ваши стихи имеют какое-нибудь отношение к фиолософам консервативной революции?

Наверно, стоит назвать Эрнста Юнгера. Это настоящий титан, прошедший через несколько эпох - от стальных бурь Первой Мировой до эзотерики поздних книг. Мне кажется, что, благодаря своему военному опыту, его творчество сохранило внутреннюю идею консерватизма и авторитарности. Впрочем, во время Второй Мировой он стал немножко аутсайдером - знаете, поэт никогда не сможет стать частью режима и полностью отдать свои силы политике, как бы он не пытался воплотить эту мысль в своих про-тоталитарных работах - например, в "Рабочем". Читая его книги, чувствуешь какой-то раскол между собственными взглядами Юнгера и его творчеством. Возьмите “Эвмесвил” - настоящий конфликт между автократом и анархократом. Именно “анархократом”, поскольку Юнгер не был “анархистом” - скорее, аутсайдером, существующим вне общества, но сохранившим свое право на индивидуальную автократию. Юнгер всегда извне. И потому он навсегда останется в истории. Как аутсайдер-консерватор - если слово “консерватизм” понимать как проявлении радикальности.

А вот Вы - тоже аутсайдер?

Мне кажется, что да. Мое мировосприятие основано на отчуждении от мира, причем на осознанном отчуждении по собственному желанию. Это не значит, что я полностью оторван от реальности. Быть ауйтсадером, "посторонним" означает для меня поиск своего предназначения в этом мире, стремление к некоему центру Вселенной...

http://www.ostara.net/


© 2002 Перевод
Shelley

 

Copyright ©2002 Seidr webzine