Интервью с Дженезисом Пи-Орриджем
Надо ли представлять
вам Дженезиса Пи-Орриджа (Genesis P-Orridge)? В середине 70-х он ворвался в мир
авангарда с группой перформанса Coum Transmissions, а затем стал одним из
пионеров индустриальной музыки в историческом проекте Throbbing Gristle. В 1981
году Дженезис основал оккультное общество “Храм Душевной Молодости” (Thee Temple
Ov Psychick Youth, или, сокращенно, TOPY) и группу Psychic TV, где продолжал
исследовать пограничные территории музыки, работая практически во всех жанрах,
от ритуальной и религиозной музыки до транса и психоделии.
В 1992 году агенты Скотленд-Ярда захватывают штаб-квартиру “Храма
Душевной Молодости”, располагавшуюся в английском городе Брайтоне. Пи-Орриджа
обвинили в “растлении малолетних”, “пропаганде наркотиков” и “оккультной
практике сатанинского толка”. Несмотря на то, что доказательств найдено не было,
через несколько месяцев Дженезис был вынужден в срочном порядке покинуть
Великобританию и направиться в США.
В настоящий момент он живет в Калифорнии. Его первое “оккультное
детище” продолжает функционировать в международном масштабе, несмотря на то, что
члены его полностью открестились от своего основателя. Сам Дженезис работает с
новым проектом: “TOPI (не путать с TOPY!): The Process and Transmedia
Foundation” .
Дженезис Пи-Орридж - художник без границ в буквальном смысле этих
слов. Он сотрудничал с такими культовыми проектами, как Pigface, Skinny Puppy,
Download. Кроме того, Дженезис написал несколько книг (включая “Энциклопедию
современного искусства”), периодически читает лекции в университетах, выставляет
свои картины во всех галереях мира.
В общем, сами понимаете…
Как началась вся эта история с Thee Temple Ov Psychick Youth? Почему в качестве отправной точки Вы выбрали технику сигилов - “магических печатей”?
Я бы начал с гораздо более ранних вещей. Давным-давно, в Англии, когда мне было лет этак десять, я познакомился с двумя пожилыми дамами - сегодня вы окрестили бы их “ведьмами” или “викканками”, но в ту пору они и не думали называть себя этими именами. Году в 1960 это было. Как-то раз они сказали, что будто бы есть во мне нечто такое, что в будущем обязательно гарантирует связь с магией. Что, мол, когда я подрасту, то непременно займусь магическими искусствами. Конечно, в том возрасте я немного перепугался. А потом, мне было уже тринадцать или четырнадцать лет, один из моих друзей дал мне почитать что-то из Кроули, и те старушки сказали: “Давай-давай, тебе понравится!” И вправду - было очень интересно, хотя тогда я еще не понимал, насколько все по-настоящему сложно… Потом, в конце 60-х, я вплотную занялся всякими перформансами, и все больше и больше меня интересовали темы сексуальных табу, социальных норм, человеческого тела и сексуальности, причем многие вещи приходили ко мне во время перформансов, когда я просто наблюдал за тем, что происходит со мной и с аудиторией. Иногда я вдруг замечал какие-то вибрации или побочные эффекты, которые не были просто непонятны. Например, во время одной акции я начал “говорить на языках” - единственный раз за всю жизнь! В другой раз я вдруг упал замертво; вызвали врачей, а те говорят: “У него нет пульса, сердце не бьется, дыхание остановилось…”, и везут меня, значит, в больницу. Что самое потрясающее - я в тот момент был в полном сознании, слышал все, что они говорили, все чувствовал, однако сам - валяюсь как колода. Как зомби какой-то. Сознание работает, тело - мертво. Это продолжалось несколько минут. У меня в голове вертелась только одна мысль: “Господи, как же объяснить им, что я жив?” Такие вот вещи со мной происходили, и в какой-то момент я понял, что на публике заниматься этим по-настоящему опасно, в том смысле, что все выходит из-под контроля. Потом, это довольно глупо и нечестно - подвергать людей такому риску: ведь зрители могли начать испытывать то же самое, что и я. Какие-то слишком глубинные, полностью непонятные вещи. Мне до смерти хотелось выяснить, что же со мной происходит. Тут-то я и принялся перечитывать всякие книжки по магии, первобытным ритуалам, инициатическим практикам, пытаясь найти аналоги тех состояний, которые я интуитивно испытывал, занимаясь “перформансами”; мне хотелось найти какую-нибудь общую формулу или закон, которые объяснили бы мои переживания, чтобы в дальнейшем я смог бы работать с этим более осознанно. Вот так вот я пришел к технике “сигилов”. Я продолжал работать со всяческими собственными ритуалами, однако больше не делал этого на людях и никогда ни с кем не общался на эти темы - до тех пор, пока не почувствовал, что обладаю достаточным знанием, чтобы изложить какие-то общие идеи. Собственно, тогда мы опубликовали “Серую Книгу” (Thee Grey Book) и предложили желающим воспользоваться ритуалом “Печати Трех Жидкостей” (Thee Sigil Ov Three Liquids)… Одной из основных идей было следующее: когда вы практикуете магические ритуалы, вы делаете то же самое, что в свое время делали с обыденными языковыми штампами Берроуз и Гисин - я имею в виду технику “cut-up” (“нарезка”); вы точно также “нарезаете” поведенческие нормы, предрассудки и предрасположенности, социальные и личностные программы, заложенные в вашем сознании… Знаете, Берроуз однажды заявил, что, для того, чтобы выяснить, о чем же на самом деле повествует книга, нужно “разрезать” ее на фрагменты и смешать их так, что получится новая книга. Подобным же образом вы “разрезаете” заложенные в вас социальные программы, и оказываетесь совершенно в ином измерении. Быть может, тогда-то вы и увидите то, что на самом деле находится внутри, начнете отдавать себе отчет - насколько он не был бы страшным и странным - в том, из чего состоит ваше “Я”, станете инженером собственного сознания и поведенческих норм, дабы сделаться тем, кем вы хотите стать? Я уверен, что ответ на эти вопросы: “Да”. Постепенно так и будет происходить. Всегда помните о кумулятивном эффекте. Любой честно и осознанно исполненный ритуал, регулярно повторяемый в течение определенного периода времени, обладает подобным воздействием. Что-то обязательно случится. Кумулятивный эффект позволит наладить позитивные отношения с синхронистичностью. Можно делать разные вещи, главное - помнить о том, что необходимо сломать привычные рамки. Это - одна из причин, по которой мы расстались с ребятами из “Храма Душевной Молодости”. Если вы и вправду стремитесь к тому, чтобы индивидуум развивался как настоящий маг, в определенный момент люди должны начать делать что-то сами, а не следовать ограничивающим указаниям. Понимаете, “Храм Душевной Молодости” - это некий эксперимент, заключающий в том, что существует некая всемирная сеть людей, которые в определенный момент все вместе начинают делать некий базовый магический ритуал. Нас интересовал сам результат. И вот, через десять лет мы получили всю информацию, которая нам была необходима. Все. Процесс закончен. Зачем продолжать делать все это, зачем превращаться в некое подобие католической церкви с обрядом причастия? Нет, конечно, есть священники, которые в этот момент действительно переживают акт единения с богом, какую-то духовную трансформацию. Такие люди действительно существуют, однако, к сожалению, их немного. Большинство из нас поддаются гнету “привычки”. Что по-настоящему важно, так это понять, что же останется, если мы уберем все “концепции” и “догмы”. Найти суть. Поэтому “Храм Душевной Молодости” изначально был обречен на кризис. Везде есть люди, которым просто необходимо придать происходящему некую привычную форму, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, поскольку совершаются обыденные действия. Но цель-то была совсем другая! Поэтому так должно было случиться, я никогда не хотел, чтобы это превратилось в жалкую пародию.
Скажите, Вы
и теперешнее руководство “Храма” пришли к какому-нибудь соглашению?
Что бы Вы потребовали от них?
Прежде всего - сменить имя. Вот и все, что я хочу. Если вам не нравилось, что мы делали, если вы хотели стать независимыми и так уверенно говорили о своей новой цели, зачем тогда вы пользуетесь старым именем? Зачем вы оставили мое название и мой логотип? Зачем вы пользуетесь нашими текстами, если, с вашей точки зрения, вы получили некое вдохновение и делаете нечто по-настоящему ценное? Зачем вы пользуетесь тем, от чего вы якобы отказались?… Знаете, я скептик. Я не верю во всякие организации. Я не из тех, кто присоединяется к чему-то. Поэтому-то изначально в “Храме” не было системы членства. Мне не хочется работать в организованной бюрократической системе… Я, конечно, готов быть другом, готов обмениваться идеями и информацией, которая пойдет на пользу как мне, так и им. Понимаете, каждый из нас идет по своему пути, ведомый собственной волей. И самое большее, что мы можем сделать - это прийти к каким-то общим соглашениям по поводу того, что мы сможем делать сообща. Потом, когда все кончено, эти туманные соглашения теряют свой изначальный смысл, превращаются в символы и метафоры. Потому-то сквозь мистические писания и не продерешься - мы не знаем того глубинного языка, на котором они были написаны; все эти образы, переживания, они существуют за рамками любой лингвистики.
Вы сказали, что являетесь автором различных ритуалов. Скажите, с какими системами Вы экспериментировали - наверно, с традиционными ритуалами “OTO” и Телемы?
По большей части - нет. Хотя приходилось сталкиваться с телемитскими организациями - вот есть одни ребята на западе Англии… Мы работали и с последователями Викка из лондонских групп “OTO”. В Непале мы учились у тамошних шиваитов, а в Таиланде у нас было несколько полевых экспедиций, где мы изучали верования тамошних первобытных племен. Вообще, я с большим уважением отношусь к чужим практикам. Я - сторонник антропологического подхода, и всегда ценю системы, которые имеют непрерывную линию передачи и четкое намерение. Я ничего не знаю, а потому готов учиться всему… Если мы не перестанем разделять “магию” и “повседневность”, то навечно останемся рабами тех, кто хочет повелевать нами. Это чистая политика. Разделяй и властвуй. На Востоке до сих пор живет осознание того, что ритуальная и религиозная деятельность настолько же привычна и естественна, как, скажем, работа или приготовление пищи. Они нераздельны. Вот что для меня важно. Я предпочитаю практику. Я придерживаюсь следующей точки зрения: магия помогает изменить жизнь к лучшему и благословляет тех, кто всерьез решил сделать ее частью своей жизни.
Как Вы
чувствуете себя в роли вдохновителя для стольких художников и музыкантов?
Или Вам это кажется естественным?
Скажем так - с годами все естественнее и естественнее. Мне кажется, что все встало на свои места в ту пору, когда я играл в Pigface. С самого начала - как только я встретился с ними в Сан-Франциско - все были необычайно приветливыми и, в то же время, относились ко мне с большим уважением; и я никак не мог понять, отчего же они так любят меня? Конечно же, мне, так или иначе, дали понять, что какие-то вещи, сделанные мной, в определенные моменты были для них ключевыми. Вот, скажем, у кЭвина Кея из Skinny Puppy - практически полная коллекция пластинок Throbbing Gristle и всяческих экспериментов Psychic TV. Он в этом разбирается гораздо лучше меня… Да, конечно, мне это льстит… нет, на самом деле, если бы мне предложили выбрать между качественной песней и экспериментом, который вдохновит кого-то и сподвигнет на некую деятельность, то я, естественно, выберу второе. Меня - честное слово! - гораздо больше интересуют разные идеи и возможные их воплощения, нежели чем качество... Странно, что мне задают этот вопрос - да, мне приятно осознавать это… да, я очень рад, но получается очень щекотливая ситуация, ведь не скажешь же, “ну конечно же”, это может прозвучать слишком заносчиво… Я однажды долго думал об этом, знаете, такой вот “художник, разуверившийся в своем творчестве”… Предположим, что я не сделал ничего. Я никогда не работал с Throbbing Gristle, и никогда не имел отношения к так называемой “индустриальной музыке”. И что бы изменилось…? Да, наверно, так легче всего воспринимать происходящее. Вот, и я посмотрел на все с этой точки, и понял - о, господи, сколько же всего возникло за все это время… Случилось бы это без нашего участия? Вообще, насколько было неизбежно возникновение подобной музыки? Быть может, все дело в том, что однажды в нужном месте собрались нужные люди, которые, к тому же, были достаточно сумасшедшими для того, чтобы попытаться что-то сделать…? Честно говоря, я всегда верил в то, что это неизбежно. Музыка идет этой дорогой постольку, поскольку оно отражает окружающий мир. Скажем, тысячу лет назад где-нибудь в Африке мы бы играли на стволах деревьев и звериных костях, звучали бы человеческий голос, мы стучали бы камнем о камень - просто потому, что все это у нас под рукой и имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Кроме того, мы жили бы совсем иначе - охотились, занимались собирательством, вокруг было бы множество животных, и так далее… Впервые я понял это еще в 70-х - что вся эта “популярная музыка” на самом деле не имеет ничего общего с тем, что нас окружает.
Да и сейчас, мне кажется, тоже…
Да и сейчас многие из нас, если говорить о музыке, порожденной блюзом, до сих пор вдохновляются какими-то “хлопковыми плантациями”… Так что это действительно важно - кто-то должен быть настолько упрям, чтобы попытаться отобразить в музыке окружающий мир, западную культуру, пост-индустриальную революцию, технологии будущего, и все это при помощи совершенно иных средств, которые смогут выразить все опасения и страхи, все разочарования, и, в какой-то степени, всю злость… Другими словами, всю тщетность современности… Мне кажется, что в этом смысле индустриальные и всякие там “альтернативные” группы сделали очень многое - общим для них является то, что они смогли сделать любую вещь потенциальным объектом для песни или музыкальной дискуссии…
Очень даже возможно… Открылось столько возможностей, вплоть до…
Метафизических… - Да… Не только в смысле музыки… - Мне кажется, что здесь надо вспомнить еще об одной вещи - наркотиках… Так, панк-культура завязана на амфетамине и алкоголе… В конце 60-х все принимали ЛСД и грибы, или амфетамин - в зависимости от того, где ты жил, на восточном побережье или на западном, вот Velvet Underground, те предпочитали амфетамин. 80-е были довольно скучны; мне кажется, тут все дело в кокаине, это все равно что дать взятку собственному воображению, и что же мы имеем в результате? Эм-Ти-Ви… Точно, Эм-Ти-Ви, по сути своей - чистый кокаин. И пост-кокаиновые отходняки. Что до индустриальной музыки, что она гораздо более аморфная. Если поразмыслить, она не основана на каких-либо наркотиках. В отличие от готики, от всякой там психоделии, или вегетарианцев… Вот в чем все дело. Помимо того, названия большей части музыкальных стилей и направлений, существовавших до появления индустриальной музыки, происходили от жаргонных словечек, имевших отношение к понятию “ебаться”. А вот индустриальная музыка и прочие ее порождения уже выросли из этого, и не имеют никакого отношения к биологическим функциям человеческого организма и любовной романтике, хотя и могут затрагивать эти темы. Так что это наиболее открытая форма музыки. Если хотите, она может стать и симфонической - тогда получится Филип Гласс или Штокхаузен. Хотите - будет серьезная интеллектуальная музыка, или, наоборот, спорная и непонятная. Здесь - открытые, неизведанные земли. Более того, доступные любому из нас в смысле финансов. Все можно сделать, имея под рукой два обычных магнитофона и, скажем, факс, или фотоаппарат, да все что угодно, сами понимаете, все порождения современного общества, изначально предназначались для сублимации воображения, они поощряют глупость и летаргическое состояние; все эти штуки можно скрещивать, изменять, сочетать, так, что в результате получится что-то совершенно фантастическое, при том, что производители всех этих вещей совсем не имели этого в виду…
По-моему, это гораздо ближе к другим формам искусства - например, к живописи.
Да, по-моему, тоже. Я всегда считал, что работа с музыкой больше похожа на живопись и художественную литературу. Когда берешь какую-нибудь старую тему и переписываешь, сэмплируешь ее, или берешь оттуда ритм и на его основе создаешь абсолютно иную вещь…
Ага. Возьмем, к примеру, “Thee Fractured Garden”, там есть старая тема TG…
Вы правы. Это подход живописца - у тебя есть какая-то картина, ты переписываешь ее, что-то поправляешь, переделываешь заново, пытаешься получить совершенную, кристально чистую версию чего-нибудь. И дело совсем не в попытке и не в результате, важен сам процесс исследования и изменения, ты воссоздаешь какие-то миры, образы, звуки, реакции, которые доселе не существовали. В наши дни все это возможно. При помощи новых технологий ты строишь и собираешь то, чего раньше никогда не было. В этом смысле все мы боги… Но, конечно же, это не более чем субъективная точка зрения. Мне так кажется. В любом случае, если Вы когда-либо занимались музыкой, то непременно поймете, что я имею в виду. Вначале у Вас в руках чистая кассета, или CD - неважно, то, что Вам подходит больше всего - и в конце концов на ней оказывается что-то, чего до Вас никогда не существовало. Просто невероятно! Этот факт уже сам по себе - потрясающая штука.
Сейчас Ваша активность несколько упала, однако, несмотря на это, мир просто захлестнуло волнами ваших старых альбомов - на таких лейблах, как Cleopatra, Visionary, Invisible, Dossier, и так далее. Не могли бы Вы объяснить, в чем дело? Этот перерыв в Вашем творчестве как-то связан с проблемами в Великобритании и Вашей высылкой из страны?
Да. Вообще-то, я прибыл в Штаты с двумя детьми, двумя сумками, и с дырявыми карманами. Все пришлось начинать сначала. Знаете, Psychic TV никогда не рекламируют себя - я просто жду, пока в нужный момент не появятся нужные люди. Никаких объявлений в журналах, типа там: “альтернативная группа ищет бас-гитариста”. Вот. А потом Каролина из Англии попросила меня подобрать материалы для нового издания - бокс-сет из 6 CD с моей музыкой для фильмов. И пошло, и поехало…
Вы имеете в виду Splinter Test?
Да-да. Я тогда жил в Сан-Франциско, и спрашиваю у народа: “Не знаете, есть тут у вас на примете хорошая, дешевая студия?” Мне порекомендовали Ларри Трэшера. Я приехал к нему, заплатил за работу, и начал вместе с ним восстанавливать старые записи… В конце концов мы сработались настолько, что стали закадычными друзьями; мы поняли, что наше эстетическое восприятие во многом одинаково - мне даже не приходилось объяснять ему, что нужно делать, или спорить о чем-то. Между нами не возникало никаких конфликтов. Так что в результате получился такой совместный проект… По окончанию работы мы держали друг с другом связь, и когда мне предложили выступить на какой-то рэйв-пати или что-то вроде этого, я сказал Ларри: “Эй, хочешь поиграть со мной?”, и он ответил: “Ну конечно же!”, потом присоединился ко мне, мы сыграли вместе, и тут выясняется, что он - один из лучших исполнителей на табла, когда-либо обитавших на западном побережье США. Иногда он присоединяется к разным музыкантам из Азии и подыгрывает им на концертах. Вот так вот я нашел человека, который оказался настоящим мастером в сэмплировании и игре на перкуссионных, и он вроде как стал частью Psychic TV. Потом оказалось, что он неплохо играет и на гитаре; да в принципе, он играет на всем. Мульти-инструменталист. Просишь его отредактировать какую-нибудь запись, и вдруг видишь бездонный океан творческой энергии. Затем, через какое-то время, мы должны были играть с Pigface, и я спрашиваю Ларри: “Слушай, знаешь каких-нибудь музыкантов?”. Да, говорит он мне, вот есть чудесный гитарист, зовут его Майкл Кампанья, я с ним в свое время работал, думаю, он с этим справится. О’кей, давай, говорю ему. Так что благодаря Ларри мы нашли Майкла и Билли Пинка, он клавишник; они приехали на концерт и сразу же сыграли все, без каких-либо репетиций, и все у нас вышло отменно. Помниться, тогда мы выступали в клубе “Sin-A Matic”. Да, такие дела, через Ларри я сразу же нашел группу. Тут появился Уильям Бриз - скрипач, я его знал лет десять, однако немного с другой стороны: он писатель и большой дока в делах оккультных. Никогда не думал о нем как о музыканте, а тут прихожу к нему домой, а на столе лежит электроскрипка. “Ты что, Билл, решил музыкой заняться?” - “Ну, вроде того. Я вообще-то с конца 60-х на ней играю…” - “Да ну?” - “Ну да”. И узнаю, что в свое время он джемовал с Ангусом МакЛайзом, одним из основателей Velvet Underground, знавал Уильямса, Ла Монте, Янга, и прочих ребят; что он закончил музыкальную академию, профессионально изучал индийскую музыку… и вообще, он просто виртуозный классический скрипач, и к тому же играет с синтезатором, сэмплером и остальными примочками… Вот так-то - встречаешь человека 14 лет спустя, и такое о нем узнаешь… Ну, я задаю тот же вопрос: “Не хочешь как-нибудь прийти и поиграть?” - “Очень хочу”… Вообще, одна из самых интересных вещей на альбоме “Trip Reset” - во время записи ни один из музыкантов так и не встретил в студии своих коллег. Они приезжали ко мне студию и просто играли свои партии в одиночку, а затем мы с Ларри все смикшировали. Такой получился коллаж.
Кстати, чем для Вас является “Trip Reset”?
Для меня это - первый настоящий альбом со времен “Towards Thee Infinite Beat”. Вообще, если говорить об основных альбомах Psychic TV, то это - “Force The Hand Of Chance”, “Dreams Less Sweet”, “Allegory and Self” и “Trip Reset”. Четыре полноценных альбома Psychic TV - в смысле концепции и качества. Законченные произведения, очень необычные, я имею в виду, что в рамки обычной логики они не вписываются. Все остальное - не очень внятные эксперименты.
А сколько вообще у Вас альбомов вышло за последние два-три года?
О, боже, не знаю… Штук 20-30, или вроде того… Потом, я же еще работал с Download и Pigface…
Да, как Вы там оказались?
Мне позвонил Мартин Эткинс. Вернее, сперва он позвонил моей знакомой и спросил: “Слушай, как ты считаешь, Дженезису будет интересно поиграть в Pigface?”. И она - кстати, зовут эту женщину Морин Бэйкер, она занимается визами, и в свое время очень помогла мне с документами в Америке - она отвечает: “Ну, не думаю… По-моему, сейчас он обеспокоен проблемами иного характера. Но я все равно спрошу”. И вот, она набирает мой номер и рассказывает: “Знаешь, есть такой Мартин Эткинс, он играет в группе Pigface, они тут вроде как короли индастриала”. Ээээ, отвечаю, ну и кошмар. Но я все равно решил пообщаться с Мартином, просто потому, что я люблю заниматься тем, чего никогда не делал раньше или тем, что мне никогда не нравилось. Просто чтобы посмотреть, что же у меня получиться. Новый опыт и все такое. Я никогда бы не сделал такого сам - почему бы и не попробовать, коли представился шанс? Вот, и я звоню Мартину и прямо говорю ему: “Друг, я не знаю, что у нас с вами может получиться, но я готов попробовать”… В то время меня и вправду больше волновали бытовые проблемы - нет денег, негде жить, куда уж там думать о музыке! Но я все равно поехал к ним в Сан-Франциско, и знаете, они открывают дверь и приветствуют меня так, словно я их старый друг, вернувшийся через много лет! Они совсем не похожи на типичных рок-музыкантов - знаете, такие “звезды рок-н-ролла”, добившиеся успеха и диктующие свои правила - нет, ничего подобного! Они заботились обо мне, беспокоились за меня, были очень вежливы… Все оказалось совсем не так, как я предполагал. Ну, думаю, просто чудеса!
Вы планируете работать с ним в будущем?
Да, безусловно. Теперь это одна из моих любимых групп. Там же, кстати, я встретил и Ника Огра из Skinny Puppy - просто фантастический парень. Это может прозвучать достаточно пошло, но мы с Ником и Мартином чувствуем друг к другу настоящую любовь. Знаете, вроде как духовная близость. Каждому из нас нравится то, что делают остальные, и мы заботимся друг о друге -ну, вроде как, тебе плохо, и остальные двое обязательно навестят тебя и сделают все возможное, чтобы помочь. Вряд ли кто-нибудь мог себе представить, что в Pigface - вот такие вот ребята. Тем не менее, это так. Чувствующие, изобретательные, творческие, очень ранимые… Наверно, здесь скрыта вся сила их музыки. Они показывают нам свою душу, рискуют своим душевным равновесием и эмоциями каждый раз, когда выходят на сцену - это вам не какой-нибудь дешевый шоу-бизнес. Чем-то напоминает “первичную терапию”; или вроде как идешь по улице и говоришь сам себе: “вот он я”, и “все вокруг дерьмово”, или там “чувствую себя глупо”, или “хочется кричать”, или “я сегодня воздушный и нежный”. Psychic TV и Pigface - именно такие. К одним и тем же песням относишься совершенно по-разному, в зависимости от своего настроения и того, что нужно аудитории и музыкантам. Все не так-то просто. Я думаю, что в современной музыке, во многом благодаря нам, возникла новая тенденция - группа с постоянным составом не может нормально творить. В постоянных членах нет нужды. Понимаете, Pigface - это всегда Pigface, неважно, кто там играет. Есть некая эстетика, которую отображают сами участники. Я - это не Psychic TV, Ник Огр - не Skinny Puppy, Эн Эш - не KMFDM. Группа - это прежде всего “мы”. Понимаете? Когда, скажем, они работают со мной - Огр поет, а Мартин барабанит - это именно Psychic TV, а не Дженезис Пи-Орридж плюс Skinny Puppy и Pigface. Это понятно с первых же нот. Есть что-то такое внутри, некое семя… некая идея, благодаря которой люди, играющие в Psychic TV или, к примеру, в проекте Огра Welt, будут звучать прежде всего как музыканты этой группы. Мне кажется, поэтому Skinny Puppy и распались - потому что Кэвин и Огр и Двэйн (благослови его бог) знали о том, что времена “постоянного состава ” давно прошли. В музыке важно совсем не это. И если, например, я играю в Download, я пытаюсь понять саму идею этой музыки и приложить свои к тому, чтобы лучше ее отобразить. Нельзя сказать, что “Дженезис работает с Download”. Нет, все по другому: “Дженезис пытается сделать Download лучше и сильнее”. Это очень важная и значимая вещь. Настоящий переворот в музыке. То, как группами занимались 20 лет назад, сейчас уже устарело; наконец-то это поняли и сами музыканты. В этом смысле я могу привести в пример только Джорджа Клинтона и его Funkadelic. Кстати, несколько раз мы беседовали с Джорджем именно на эту тему. Он со мной полностью согласен. Есть Клинтон, и есть идея его группы - неважно, там может быть 20 человек, а может быть всего лишь трое-четверо, но они всегда будут звучать как Funkadelic, потому что всех их объединяет вокруг себя Джордж Клинтон, он - ядро команды. Он - ее линия передачи. Без него все будет совсем иначе, но, в то же самое время один Джордж Клинтон - это не Funkadelic. Просто он умеет пропускать через себя все эти вещи, а затем правильно управлять ими. Парадоксально, но он, получается, самый что ни на есть современный исполнитель, несмотря на то, что работает с начала 60-х. А все почему-то пытаются сделать так: вот четыре одинаковых музыканта, они думают одинаково, они играют одинаковую музыку. Представляете себе? Певец всегда поет, басист - играет на бас-гитаре, клавишник стоит за синтезатором, гитарист исполняет похожие партии, и так всю дорогу! Потом, конечно, появляется рекламная фотография, вот они, стоят рядышком, потом видео… Они всегда такие же, всегда вместе. Что за чушь! Выглядит просто смешно. Я с нетерпением жду, когда, наконец, музыканты перестанут сниматься в видеоклипах. Вообще, музыкантам нельзя участвовать в видеозаписи.
А что Вы думаете по поводу всех этих современных штучек - Интернет или сверхтехнологии? Как Вы думаете, смогут ли они встать на смену творческому процессу?
Прежде всего хочу заметить, что я не верю во Вселенную, существующую по принципу “или-или”. Я не верю в системы “черное-белое”, “хорошее-плохое”; мою точку зрения об ограниченности таких вещей подтверждают и физика, и философия, и метафизика. А в основе компьютеров, как Вы помните, лежит система двоичного исчисления - либо единица, либо нуль. А что это такое, как не “черно-белая вселенная”? Во всем этом есть что-то пугающее, несмотря на то, что нам вроде бы обещают золотые горы. А на самом деле мы становимся рабами двоичной вселенной, и ментальный принцип “или-или” нанесет нашему сознанию глубокие раны. Потом, меня очень беспокоит то, что люди перестают думать. Знаете, люди получают письмо по электронной почте, и пытаются сразу же написать ответ. Многие даже печатают между строк чужого письма. Раньше на это уходило по полгода. Пишешь письмо, отправляешь его, оно идет куда-то, скажем, в Индию, через три месяца другой человек получает его, перечитывает по несколько раз, затем через пару недель начинает писать ответ - внимательно, вдумчиво, с расстановкой, вначале делает черновик, потом переписывает набело… А сейчас на это тратят всего полминуты! Неужели непонятно, что с нашими мозгами что-то происходит, мы теряем способность внимательно воспринимать и анализировать информацию! Если раньше человек тратил на это месяцы, а сейчас - всего 30 секунд, значит, происходят радикальные перемены в нашем мышлении, и я боюсь, что не в лучшую сторону. Я не верю тем, кто считает киберпространство, Интернет или компьютеры шагом вперед. Нет в них ничего такого, что можно было бы назвать “сверх-”. Более того, они негативно воздействуют на нервную систему человека. К сожалению, этих вещей никто пока не проверял, а надо бы: с точки зрения физиологии, неврологии, социологии, и, прежде всего - патологии. Да, мы все знаем, что телевидение изменило мир - но разве в лучшую сторону? Если уж мы не можем изменить того, что сейчас происходит, надо бы, по крайней мере, понять, что же такое делается. Это должно стать предметом открытых, серьезных научных дискуссий.
Мне кажется, что всемирные электронные корпорации прекрасно осведомлены об этом, просто, пока существует мода на “информационные технологии”, им необходимо выгодно продать свой товар. Иначе, если они дадут людям возможность поразмыслить об этом, большого бизнеса может не получиться…
Вот именно. Так что я всерьез интересуюсь этой проблемой. Недавно мы с Ником Огром устроили дискуссию на сайте TOPI - каковы же истинные последствия? Что в этом плохого? Что в этом хорошего? Я хочу, чтобы люди остановились и подумали несколько секунд, прежде чем прыгнуть в бездну Интернета: что же с ними происходит на самом деле? Находясь там, они погружаются в сознания остальных его пользователей, в их психозы, неврозы, тайные желания и прочее… Могут ли они защитить себя? Неужели им кажется, что можно купить защитные очки от глупости и насилия? Могут ли они обезопасить свой мозг, который вынужден работать с иной скоростью и пропускать через себя гигантский поток информации? Поэтому наши последние альбомы записывались на аналоговые носители - это же настоящая магия, современная алхимия! Лента, пружины, раскаленное железо, трансформация молекул, потоки воздуха… Ты работаешь со звуковыми волнами, ты раскаляешь металл, ты делаешь с магнитным покрытием такие вещи, которые недоступны всем этим “двоичным системам”! Настоящие эффекты, настоящие волны, настоящие микрофоны! Это на самом деле - чистая алхимия, это вам не всякие нолики и единицы, которые не имеют отношения к настоящей математике! Просто “или-или”. Между прочим, цель моей жизни - положить конец этим “или-или”. Нет ни “черного”, ни “белого”. Кто-то там - не помню его имени - сказал: “Не знаю, что там с самим Процессом, только вот есть одна важная вещь: Христос и Сатана - это единое целое”. Эти двое должны объединиться, только тогда возникнет настоящая “личность”, и перестанет воспринимать себя как “плохое” или “хорошее”. Ты становишься целостным, и отдаешь себе отчет во всем, что происходит внутри тебя. Пока этого не произойдет, ты не сможешь развиваться. А когда это наконец произойдет, ты понимаешь, что современное общество и силы, которые подавляют твою личность - это “Серые” силы. Силы серого и серые люди. Просто посмотрите на то, какого цвета корпуса у этих долбаных компьютеров! Они же все Серые! Отчего? Почему? Когда у меня только появился компьютер, я, по странному наитию, сделал такую вещь - взял клочки шерсти, камушки, перья и кости, и наклеил их на корпус, так, чтобы он выглядел как живое существо. Я всегда беседую с ним перед тем, как включить, потому что знаю - это не просто пассивный объект, он Живой! Жаль, но никто до сих не осознал этого, и поэтому люди подвергают себя дикой опасности…
по материалам:
Тодд Захриц для Godsend Online:
“Genesis P-Orridge Interview”
Филип Фарбер для Paradigm Magazine:
“Genesis P-Orridge on Sex, Magic and Cyberspace"
©
2003 Перевод Shelley
Copyright ©2003 Seidr webzine