Интервью с Иггволодом (Антоном Платовым)

("Мифы и магия индоевропейцев")

Иггволод, расскажите, пожалуйста, как начался Ваш путь в язычество, когда вы впервые почувствовали интерес к магии?

“Путь в язычество” - это звучит несколько выспренне, пожалуй. А “интерес к магии” - не совсем корректно. То, что Вы имеете в виду, это не вопрос интереса, а вопрос ощущения, что мир вокруг волшебен, и ощущения вовлеченности в это волшебство. И это не специфика конкретно моего “пути в магию”, это – общее. Что касается вопроса “когда”, эту вовлеченность в волшебство я впервые почувствовал – как и большинство магов и ведьмаков - где-то лет в четырнадцать. Это переломный в определенном смысле возраст, когда в человеке происходят значительные изменения, когда он многое начинает осознавать или, как минимум чувствовать. Поэтому, кстати, первые магические посвящения в древности совершались именно в этом возрасте – в четырнадцать-пятнадцать лет.

Чувствуете ли Вы поддержку тысячелетней традиции предков? Откликаются ли они на Ваш зов?

В современном обществе далеко не всегда правильно понимается смысл культа предков в сакральной Традиции. Это не столько поклонение и восхваление конкретных предков конкретного человека (семьи, рода), сколько обращение к некому коллективному “эгрегору” (извините за избитый термин), наработанному всеми предками. В конечном итоге, это – совершенно конкретная Сила, способная дать уверенность и мощь. Чувствую ли я ее поддержку? Да.

Как Вы относитесь к "родовой памяти"? Обладаете ли Вы родовыми воспоминаниями?

Не знаю, что именно Вы имеете в виду. Язычество – если говорить о язычестве – всегда обращено сразу в две стороны: в прошлое, как к поддержке, и в будущее, как к цели работы. То, что относится к обращенности в прошлое, я уже выразил в ответе на предыдущий вопрос.

Можно ли говорить о существовании "двух Платовых" - Ученом и Язычнике?

Да нет, знаете ли, раздвоением личности я пока вроде бы не страдаю. Можно говорить о двух разных подходах в изучению и возрождению сакральной Традиции – научном и магическом. Надеюсь, что мне действительно удается их сочетать.

Есть ли у славянского язычества будущее в современной России?

В современной России – вряд ли. А вот в России будущего – несомненно. Следует понимать, что язычество – это не народные рубахи, и не разгульные праздники на Масленицу или на Купалу, а особый взгляд на Мир – на Мир, исполненный волшебства и Силы. Если Россия сможет принять такой взгляд на Мир, то станет могущественной языческой Империей; но это будет уже другая Россия.

Можно ли говорить о современном славянском язычестве как о цельной организованной системе верований?

Нет. Сейчас в России язычество не является ни цельной системой, ни организованной, а вот системой верований, к сожалению, действительно является. Между тем настоящая сакральная Традиция, настоящее язычество это, прежде всего, совершенно определенный тип видения Мира и совершенно определенный тип делания в Мире, а уже потом – система религиозных верований. Иначе говоря, язычество подразумевает сначала магию как тип действия, и лишь вторично – религиозные аспекты учения. Сейчас же в России язычество существует почти исключительно как религия, и лишь очень немногие язычники действительно понимают, что языческая идеология – это руководство к действию, а не способ спрятаться от жизни в религиозную догму, и не способ просто пережить несколько красивых интересных моментов. Впрочем, есть все основания предполагать, что эта первая, неизбежная фаза, представляющая собой некое хаотическое “бурление”, подходит к концу.

Кого в современных неоязыческих течениях Вы могли бы назвать единомышленниками?

В НЕОязычестве – практически никого. Сам термин “неоязычество” некорректен, им практически никто не пользуется, а среди тех, кто пользуется… Вряд ли.
Если же говорить о “просто язычестве”… Есть несколько общин, с которыми мы достаточно тесно сотрудничаем, несколько исследователей, с которыми мы разделяем общие взгляды. Довольно часто мы работаем вместе с людьми, вообще не видящими необходимости говорить о себе как о язычниках, но при этом живущими и думающими более традиционно, более варварски, если угодно, чем многие формальные язычники. Слово “варвар”, разумеется, я употребляю здесь не в современном его негативном смысле, но как понятие сакральное.

Используете ли (использовали ли) Вы в своей практике вещества, вызывающие экстаз - например грибы, мандрагору, дурман?

Нет. По крайней мере – сейчас нет.

Насколько нам известно, Вы много путешествуете по России – есть ли у Вас любимое место или любимая местность, т.н. Место Силы, которое произвело на Вас самое сильное впечатление? Были ли у Вас в подобном месте видения, встречали ли вы сущности из нематериального мира?

Любимые места… Есть, конечно. Вышгород-на-Яхроме, например; вообще весь север Московской области – так называемая Клинско-Дмитровская ледниковая гряда, очень сильное место, богатое древними капищами и священными камнями. Далее – святилища в степях верхнего Дона. И Север, конечно: Чудское озеро, северная Ладога, Белое море.

Довелось ли Вам побывать на прусском святилище Romowe?

Пока – нет.

Языческая музыка - как бы Вы сами определили это понятие? Знаете ли вы музыкантов-язычников?

Достаточно просто. “Языческая музыка” - это музыка, передающая языческое восприятие мира. Собственно говоря, музыка – это вообще одно из самых гармоничных выражений язычества.
Знаю ли я музыкантов-язычников? Да, конечно. Есть немало и коллективов, и отдельных музыкантов, которые полностью отдают себе отчет в том, что то, что они делают, – это язычество. Еще больше тех, кто проводит (иногда осознанно, иногда – нет) языческие мотивы, элементы в своем творчестве, хотя и не называет себя язычником.

Собираетесь ли вы переиздавать ваши статьи и книги? Когда выйдет очередной номер "Мифы и магия индоевропейцев"?

В самое ближайшее время должны выйти переиздания моих “Дороги на Аваллон” и “Грааля”, а также новая книга – “Славянские руны”. К осени должны появиться небольшая книжка по мегалитам России и (наконец-то) фундаментальный труд “Магические Искусства древней Европы”. Новый, десятый, выпуск “Мифов и магии” должен выйти летом, а следующий, одиннадцатый, – осенью.

Какую из ваших книг или статей вы считаете основной в своих исследованиях?

Сложно сказать. Каждая работа затрагивает какой-то кусочек Традиции, и вряд ли можно говорить, что вот эта ее часть важнее, чем та. В каком-то смысле обобщающей книгой являются “Магические Искусства Древней Европы”, но опять-таки это не “главная” книга, а именно обобщение сделанного ранее плюс новые наработки. Возможно, что отчасти “главной” – по крайней мере, на данном этапе – можно считать “Книгу о Старом Волшебстве”, которую я сейчас заканчиваю и готовлю к печати. А вообще, основные, “целеформирующие” идеи нередко более четко звучат в коротких (типа манифестов) текстах и статьях, имеющих по большей части “внутреннее хождение”, как, например, “Кодекс Варвара”.

Порой к неоязыческим движениям примыкают организации националистского толка. Как Вы относитесь к подобным вещам? В чем, по Вашему мнению, причина этого?

Лучше начать “с конца”. Причина этого очевидна: языческая идеология – это огромная сила, она несет в себе колоссальный потенциал изменения Мира. За языческой идеей стоит мощь, которой не обладает на данный момент никакая иная идеология – ни коммунистическая, ни христианская, ни какая-либо еще. Поэтому достаточно естественно, что определенные политические силы пытаются эту идеологию использовать – пока неуверенно, сомневаясь, но все же… А что касается конкретно националистов, то это тем более понятно, ведь язычество всегда несет в себе определенный элемент патриотизма.
Другое дело, как я отношусь к использованию языческой идеи националистами. Во-первых, сам этот термин – “национализм” – представляется мне крайне неопределенным; его использует сейчас так много совершенно разных людей с абсолютно, подчас, противоположными целями… Соответственно, и отношение мое к этому явлению бывает совершенно разным.

Куда бы вы посоветовали обращаться тем, кто заинтересовался славянской языческой традицией?

Можно, например, для начала просто полазить по Интернету, посмотреть, где, что и как (хотя сразу должен предупредить, что информация, которая выкладывается в сети, далеко не всегда объективна, разумеется). Значительное количество информации и ссылок есть, например, на сайте Дома Сварога, который сейчас превращается понемногу в русский языческий портал. Если интересует религиозная сторона язычества, рекомендую обратиться к языческой общине “Родолюбие”. Если интересует сторона магическая, сторона действия, то – к нам, в Дом Ясеня; для этого достаточно просто написать мне (yggwolod@aport.ru). Впрочем, заинтересованным людям я буду рад ответить, подсказать что-то, в любом случае.

© 2001 интервью взяли Shelley и Wolfsblood

 

Copyright ©2001 Seidr webzine