Патрик
Райан
"Прото-религия"
(перевод
с сокращениями)
Что же такое "прото-религия"? В данном случае - всего лишь гипотеза, реконструкция верований, которые могли существовать около 100 000 до н.э. в некоем прото-обществе до возникновения языковых и культурных различий, выведенная из известных нам религиозных учений. Мы исходим из того, что подобная "прото-культура" могла существовать на Земле, но ни в коей мере не претендуем на объективность и адекватность описания тех исторических и культурных процессов, которые могли иметь место; более того, мы заранее признаем то, что эта гипотеза является спорной и неточной.
1.СОТВОРЕНИЕ МИРА.
1.ВНАЧАЛЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО НИЧЕГО, КРОМЕ ПЕРВОЗДАННОГО И БЕСФОРМЕННОГО ОКЕАНА.
В большинстве архаичных верований содержится именно это утверждение.
Так, в шумерских мифах мы читаем:
ЭКСКУРС
Другим участником великой космической драмы был Ураш. Слово это истолковывают как "буря", "пыль", "покрывало". Его семантический концепт - "вращение вокруг", то есть - "буря", "смерч", активный компонент, возникший из хаоса Перво-Океана.
Пассивным компонентом в шумерской мифологии была богиня Намму, породившая Небо-Ан (также - Аншар, аккад.Ану) и Землю-Ки (также - Кишар). Ее полное имя - Ама-Либир-Ту-Ан-Ки, "древняя Мать, породившая небо и землю". Само слово "Намму" состоит из двх компонентов - "нам", префикса абстрактных существительных, и "ки" - "женщина", "влагалище", "расширяться", "пространство".
Таким образом, в действие приходят Ураш, перво-активность, мужской перво-принцип, и Намму, перво-пространство, женский принцип.
Египетский эпос гласит:
ЭКСКУРС
Египетское "бездна" транскрибируется "(j)nw-(j)nw" (что приблизительно звуит как "(Дж)ну(дж)ну". Звук [nh] ностратического прото-языка в древнеегипетском звучит как [n], однако в индоевропейских языках он превратился в [l]. Таким образом, др.егип.jnw соответствует индоевропейскому *el-eu-, "быть в движении". Еще одна параллель - шумерский бог ветра Эллиль (Энлиль). Интересно, что древний бог неба у хеттов звался "Алалу" (позже Алалу сверг его же виночерпий, Ану), что, по-видимому, происходит из прото-индоевропейского *alawa-. Сравните с древнееврейским "халлелуйа" ("да восхвалим Господа!") - от глагола "халлел", "молиться". Возможно, что "(дж)ну(дж)ну" и "алалу" были именами Прото-океана в период формирования ностратических и кавказских языков (ок.60 000 до н.э. формировавшиеся на территории Южной России).
Древнееврейская мифология:
ЭКСКУРС
"Вода", "бездна" по древнееврейски - "техом", слово женского рода (мн.ч."т'хомот").
Аккадское "Апсу" есть заимствование из шумерского "аб-зу", "чистые воды" (Абзу - шумерская богиня воды). "Ти'амат" также является заимствованием - шумерское "ти" (жизнь) + шумерское "ама" (мать) + "т" (аккадский суффикс для женских имен). Интересно, что оба они имеют отношение к воде, однако, как следует из ассирийского "тиамту" (море), собственно "вода" имела отношение скорее к Ти'амат.
Таким образом, соотношение имен пассивного женского начала Перво-океана - шумерской Ти-Ама, аккадской Ти'амат и древнееврейской Т'хомот, скорее всего, не случайно.
Греческая мифология (пеласгийский эпос):
Индийская мифология ("Сатапатха-брахмана"):
Мифы майя:
Мифы майду (индейцы Калифорнии):
РЕЗЮМЕ
В бесформенной первоматерии заложены два первопринципа - активный мужской и пассивный женский. Взаимодействуя, они порождают первоэлементы.
Итак, древняя мифология связывает создание мира с древними планетарными божествами, связанными, так или иначе, с водой. Позже эти божества стали играть роль создателей мира, принесших жизнь - это, прежде всего, планета Венера (у египтян ассоциировавшася с Озирисом, у шумеров - с Энки, у майя - с Кецалькоатлем). Божества неба и земли также получили своих "планетарных двойников" - это Юпитер и Сатурн. Млечный Путь, шаманская дорога, связывающая между собой небесные миры, стала Меркурием, а функцию созвездия Дракона (активность) взял на себя Марс. Солнце и Луна все же сохранили за собой некоторые изначальные функции - это гармония, правосудие, пламя (Солнце) и плодородие (Луна).
ГЛАВА 1. БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Black, J., Green, A. "Gods,
Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia", Austin: University of Texas
Press, 1992
2. Budge, E. A. "The Gods of the Egyptians. Studies in Egyptian Mythology",
New York: Dover Publications, Inc., 1969
3. Gardiner, A. "Egyptian Grammar: being an Introduction to the Study of
the Hieroglyphs", London: Oxford University Press, 1973
4. Gesenius, W. "A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament, with an
Appendix Containing the Biblical Aramaic", Oxford: Oxford University Press,
1951
5. Graves, R. "The Greek Myths", New York: George Braziller, Inc.,
1959
6. Graves, R., Patai, R. "Hebrew Myths: The Book of Genesis", New York:
Greenwich House, 1983
7. Griaule, M. "Conversations with Ogotommeli", Oxford: Oxford
University Press, 1975
8. Holmberg, U. "Finno-Ugric, Siberian Mythology", Boston: Marshall
Jones, 1927
9. Jacobsen, T. "The Treasures of Darkness - A History of Mesopotamian
Religion", New Haven and London: Yale University Press, 1976
10. Moscati, S. "An Introduction to the Comparative Grammar of the Semitic
Languages: Phonology and Morphology", Wiesbaden: Otto Harassowitz, 1969
11. Pokorny, J. "Indogermanisches Etymologisches Woerterbuch", Bern
and Munich: Francke Verlag, 1959
12. Taube, K. "Aztec and Maya Myths", Avon: The Bath Press, 1993
13. Thompson, S. "Tales of the North American Indians", Bloomington:
Indiana University Press, 1968
14. Zaehner, R. C. "Hindu Scriptures. Translation", London: J. M. Dent,
1966
оригинал находится здесь - http://www.geocities.com/Athens/Forum/2803/proto-religion/indexR.html
© 2002 Перевод Shelley
Copyright ©2002 Seidr webzine