“Мы должны переосмыслить творческое наследие прошлого” – кто это сказал? Не помню. Однако кризис современной культуры – ибо, как следует из законов пост-модерна, подкрепленных авторитетом Библии, высказано уже все, и нет ничего нового под солнцем – постоянно подталкивает людей если не к переосмыслению, то уж к интеграции архаичных элементов в современную культуру. Что в очень большой степени характерно для нынешней schwarze Szene.
Безусловно, пионерами здесь были “Dead Can Dance”, скрестившие современное электронное звучание с медиевальной музыкой и оккультизмом XIX века. После них столь плодородное поле кинулись осваивать остальные – не столь талантливые, но более предприимчивые музыканты. В результате, после десятка лет всевозможных экспериментов, среди которых попадались и довольно интересные вещи, возник жанр, который сейчас именуется - “современная средневековая музыка” (на английском звучит еще более абсурдно – “contemporary medieval”), или же (совершенно, по-моему, непереводимо!) - “medieval crossover”.
Пик популярности его пришелся на вторую половину 90-х. И началось. От dark-wave к электронно-медиевальной музыке двинулись когда-то аутентичные Corvus Corax, что в настоящее время вообще перешли к коммерческому проекту Tanzwut, что в народе русском ласково зовется “Раммштайн с дудками”. Последние альбомы Андреа Хауген практически полностью сделаны на стыке фолка, готики и электронной музыки. Даже любимцы скандинавского фолк-рока Garmarna не выдержали, и от умеренно используемых сэмплов кинулись в электронную пучину “Hildegarde von Bingen” – впрочем, у них это вышло гораздо более удачно, нежели чем у шведско-финских Hedningarna… Прекрасной иллюстрацией к происходящему служат барочно-медиевальные сборники “Miroque”, издаваемые к каждому лейпцигскому WGT – добрая половина исполнителей нет-нет, да отдаст дань модному “современному средневековью”.
Но тут-то и появляются на сцене люди, благодаря которым, в той или иной степени, жанр contemporary medieval стал настолько популярен. Я имею в виду Qntal, сайд-проект Сигрид Хаузен и Майкла Поппа (они же – медиевальная группа Estampie) с Эрнстом Хорном, электронщиком из dark-wave-формации Deine Lakaien. В свое время они записали два довольно популярных альбома и, выдав пару-тройку танцпольных обработок средневековой классики (самая известная из них, наверно,“Palaestinalied”), вернулись к своей основной деятельности, лишь время от времени, да и то без особого шума, появляясь на готических фестивалях.
Год назад Хорн заявляет о своем уходе из Qntal. Видимо, решил, что Хаузен и Попп, эти “Тристан и Изольда” из Estampie, могут справиться сами, после чего приступил к работе с другим медиевально-дискотечным проектом, Helium Vola. Тристан же с Изольдой, недолго думая, решают записать новый диск.
Надежды на то, что Estampie без Deine Lakaein будут звучать если не оригинальнее, то аутентичнее, не оправдались (хотя, конечно, все зависит от точки зрения). По стилистике “Qntal III” ничем не отличается от предыдущих альбомов (которые, к слову, назывались, “I” и “II”), разве что местами более атмосферный и прозрачный до такой степени, что всплывает слово “сусальный”.
Впрочем, музыка приятственная и качественная; сразу же вспоминается уже упомянутый “Hildegarde von Bingen” от Garmarna. Crossover (сейчас пришел в голову такой вариант перевода – “сплав”…) гармоничный и удачный, хотя по структуре своей композиции не особо отличаются: зачинает все медиевальный лейтмотив, затем следует полностью электронный подклад, на фоне которого и звучат средневековые песни, выпеваемые (так и хочется написать – “выпеваемыя”, по правилам дореволюционной орфографии) сладким, академическим, полтикорректным голоском Сигрид.
В общем, музыка для релаксации и/или готических вечеринок на темы из “Carmina Burana” и средневековых труверов. Разве что можно немного повеселиться над медиевальным трип-хопом, который называется… как вы думаете? правильно, “Имя Розы”…
Не очень-то достойно группы Estampie. Слишком уж конъюнктурный альбом. Ничего стоящего. Да и не нужно, наверно, этого нашим Тристану с Изольдой…
Shelley