Рада и Терновник
“Саламандра”
© 2002
Ur-Realist Records

Наконец-то довелось послушать студийный альбом Рады и Терновника: музыку, что часть московских “не то индустриальщиков, не то пост-модернистов” - славная когорта Михаила Вербицкого - усиленно позиционирует в западных журналах как “русский дарк-фолк”. Отдадим должное – их стараниями “там” действительно, в той или иной степени, восприняли эту музыку как некий восточноевропейский аналог апокалиптических чаяний лондонских авангардистов.

Увы, вместо ожидаемой “гностической истерики” и “традиционалистской блажи” – что, конечно, тоже не столь оригинально, ибо немного приелось - Рада и Терновник все время скатываются в какую-то серую советскую плоскость с мелодикой то ли русского романса, то ли пост-хипповской песни начала 90-х. Впрочем, неудивительно: когда  слышал Раду и Терновник на фестивале “Новая эра”, так они великолепно смотрелись в одном сете с Джа Дивижн.

Янка Дягилева, научившаяся играть на гитаре, вместе с профессиональным бэндом (музыканты действительно великолепные) аккомпанирует очаровательно картавящему перерождению Марины Цветаевой. Чуть-чуть параноидально, чуть-чуть меланхолично - и никакого намека на “пограничность” этой музыки, что столь свойственно “собственно дарк-фолку”. Когда Дэвид Тибет стонет: “И мир исчезает…” – я верю его словам, и предвижу его эсхатологические видения, и, более того, знаю, что он верит в них. Когда Рада поет “все исчезло”, вспоминается хмурое утро на грязной кухне или шестнадцатилетняя девочка с разбитым сердцем. Но, конечно, это тоже своего рода “конец света”.

Наверно, в каком-то смысле такая музыка ближе “загадочной русской душе” и - с натяжкой – ее можно считать “русским дарк-фолком”. Одно “увы” - как в свое время заявил Епифанцев, “индастриал в России невозможен, удел ее – пьяный угар”.

Все же, альбом стоит послушать – хотя бы ради почти дарквудовской “На перекрестьи трех дорог” или “А не что-то – все исчезло”. Что до остальных песен – после первой минуты возникает непреодолимое желание переключить на следующий трек; мне стоило нечеловеческих усилий прослушать каждую из них до конца. Потом я поставил диск на полку, чтобы при случае попытаться доступно объяснить непосвященным, коим чужды Current 93 с Death in June, что “есть вот такая музыка, называется дарк-фолк”… Может быть, они поймут. Я, однако, не понял.

Официальный сайт - http://rada.rinet.ru/

  1. Shelley