Recycle your Music,
сиречь,
сэмпл или плагиат?

почти что роман в письмах

            Эта дискуссия развернулась пару месяцев назад на coldmeat mail-list. Вопрос действительно интересный и актуальный, и изложить его можно следующим образом: где кончается сэмплирование и где начинается плагиат? Тем более, что в современном электронном авангарде, к коему относятся не только такие стили, как ritual и military ambient/industrial, но и, отчасти, dark-folk, проблема с сэмплами и авторством, что называется, не из последних… 

                Предлагаем вашему вниманию фрагменты этой переписки….

*

Вообще-то, практически все группы, исполняющие military industrial, “воруют” музыку у классиков. Если где-то слышен симфонический оркестр, то, вполне очевидно, здесь был использован сэмпл – вряд ли кто-нибудь из них удосужился сочинить музыку и пригласить на запись оркестрантов.

Думается мне, что и такая практика вполне оправдана – если это делается талантливо, если новая композиция благодаря этому звучит сильнее, чем оригинальный сэмпл.

Впрочем, есть и другой вариант – использовать дрянной MIDI-звук, как у Von Thronstahl.

Все же музыкантам следовало бы ссылаться на источники, однако в последнее время такое встретишь нечасто. Несколько лет назад те же Blood Axis на альбома “The Gospel of Inhumanity” перечислили все использованные сэмплы; сегодня же Blutharsch и прочие не утруждают себя даже упоминанием авторов…

Michael J. Salo (www.strangemusic.com)

*

…Вспомните хотя бы, сколько сэмплов и переделок пережила “Carmina Burana” Орффа; меня, по крайней мере, радует мысль о том, что музыканты наконец-то признали ценность классической музыки, написанной за последние 50 лет, невероятно богатой по своему содержанию!…

Все дело в том, что граница между искусством” и “андерграундом” становится все уже и уже… Наконец-то мы можем оценить по-настоящему “готичную” классику!

Josh

*

Все уже давным-давно сказано, но, поскольку никто не слушает, всегда можно что-то повторить.” (Андре Жид)

Ничего не имею против сэмлов, однако мне кажется, что ситуация, в которой чья-то “закольцованная” тема становится лейтмотивом чужого произведения, более напоминает эксплуатацию классики. Опять же, некоторые группы, пользующиеся сэмплами, умело манипулируют ими, благодаря чему эти заимствования” не так легко узнать.

В случае с Karjalan Sissit 20-секундный сэмпл из “Fratres” положен в основу всей композиции. Я бы назвал это плагиатом” – тем более, что г-н Пярт, несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор жив.

Cruelty Campaign “использовали” Баха, Blood Axis – Прокофьева, ISN – Орффа, но, в отличие от “Fratres”, эти произведения являются общественным достоянием – во-первых, ввиду своей известности, во-вторых, потому, что эти композиторы давно умерли. По-моему, с современными авторами дело обстоит несколько иначе.

Вспоминая нежную и сентиментальную “Fratres”, я уже не могу слушать “Haarschnitt” так же, как раньше – версия” Karjalan Sissit кажется мне мертвой и бездушной… По-моему, музыкантам следовало бы иметь больше уважения к талантливым композиторам вроде Пярта. В противном случае мы рискуем опуститься до банальных шлягеров – кстати, именно такая музыка, по-моему, и есть настоящий культурный терроризм, пропагандирующий деградацию, нечестность по отношению к самой сути музыки и отрицание творческой индивидуальности…

Что с того, что Von Thronstahl используют MIDI? По крайней мере, они пишут собственную музыку, что для меня – гораздо более важный показатель качества; это компенсирует даже плохой звук...

Так что музыкантам следовало бы ссылаться на авторов сэмплов, тем более, если “позаимствованная” тема лежит в основе композиции, чтобы не прибегать к жалким уверткам, уклоняясь от обвинений в воровстве при помощи фраз типа “я не знал, что этот сэмпл был написан тем-то и тем-то, я нашел это где-то в интернете”…

Искренне Ваш,

Ectonaut (Ortus Obscurum - www.dj-media.com/ortus)

*

Вообще-то, для меня это как своеобразная викторина – находить явные сэмплы из классиков или же не столь явные отсылки и заимствования”…

Тем не менее, еще задолго до появления индустриальной музыки классические композиторы занимались тем же самым – цитировали и ссылались друг на друга. Ничто не ново под луной. Более того, мне это ужасно нравится -  ведь я выросла на классике, так что, оба моих любимых стиля наконец-то сблизились.

По-моему, это просто круто, когда группа не ссылается на композитора, а ты, тем не менее, узнаешь первоисточник. Чувствуешь себя такой умной…

mauraway

*

Гораздо более интересный опыт – когда ты знакомишься с первоисточником именно через цитирующего исполнителя, прослушивая музыку, построенную на сэмплах (в этом смысле хороши “electro industrial” и “EBM” середины 80-х – начала 90-х). А потом, через несколько лет, слушая вещи совершенно незнакомого композитора, вдруг натыкаться на знакомую мелодию… Для меня источником подобных открытий были Skinny Puppy, тем более, что они-то, как раз, умели работать с сэмплами…

По-моему, у Navicon Torture Technology на альбоме "I Fucking Hate You All..." (по-моему, прошлогодний, или что-то вроде того) есть сэмпл из Филипа Гласса - саундтрэк к фильму “Мисима: Жизнь в четырех главах”. Не помните, нет?

Mitchell

*

Ага, бывает и так. А вот у F.M.Einheit в одной из вещей есть сэмплы из Баха, так я настолько привыкла к его версии, что, услышав ту вещь Баха, была очень разочарована – работа Айнхайта мне понравилась гораздо больше… Даже несмотря на то, что я – страстная поклонница Баха.

mauraway

*

Да, действительно, прослушав весь альбом, было очень неприятно обнаружить там целые куски чужих произведений.

Karjalan Sissit - “Karjalan Sissit”

Довольно большие фрагменты позаимствованы” из фильма “Интервью с вампиром” – скажем, “Purgatory” или “Melakka”.

Интересно, что у нас там с “Miserere”?

Автор 1,3, 8 треков – Петтерссон, автор 5 – Гильдебранд, но вот остальные… просто украдены?… честно говоря, я купил его только из-за двух треков – “Requiem” и “Symphony 2: Finlandia Messe”… что ж теперь делать?…

Идем дальше.

Blood Axis – “Gospel of inhumanity”, трек “Reign I Forever” – ИМХО, изнасилованный Прокофьев.

Heid – “Arktogaia”. На пятом треке сэмпл из… “My Guardian Angel” Lux Occulta…

            Нет, я все могу понять, и я ничего не имею против сэмплов из старых альбомов, но должны же быть какие-то границы? Что мешает им нанять недорогой квартет, или там небольшую капеллу, и заняться настоящим искусством?

            А как насчет LEAK, ISN и Sophia?

Sculptor

*

            До середины XIX века такой вещи, как авторское право”, не существовало. Сама идея представлялась странной – как вообще кто-то может назвать своей собственностью ритмическую структуру из 12 нот? Собственно, даже в XX веке многие композиторы исполняли – и с большим успехом делают это сейчас – вариации на тему. Как насчет одного из величайших произведений академической музыки – “Вариации на темы Паганини” Прокофьева? Как быть с тысячами вариаций, написанных Бетховеном и Моцартом? Более того, даже сейчас единственными обладателями “прав на исполнение” явлются члены семьи Сен-Санс; впрочем, в 30-50 годах ХХ века ситуация резко изменилась.

            Подобное “воровство” – или как вы там его назвали? – не более чем искусная форма лести. Между прочим, ни один из композиторов не считает для себя постыдным взять интересную тему и исполнять ее то так, то эдак, заставлять звучать ее по-новому, насколько хватит фантазии…

            Теперь по поводу индустриальных групп, использующих сэмплы из классики. Черт возьми, да что ж в этом плохого? Если кому-то кажется, что сэмпл, или целая тема, или что там еще, сочиненное классическим композитором, сделает индустриальную музыку лучше, то это – высший знак уважения этому композитору. Естественно, подразумевается, что музыкант непременно упомянет о первоисточнике – если он использовал известную тему или большой фрагмент.

            Впрочем, будет достаточно и простого “вдохновлено Бахом” или “по мотивам Прокофьева”.

my 2 cents

*

Так-то оно так, и я полностью с вами согласен. Но, к сожалению, современные законы об авторских правах гласят иначе. Помните, как в прошлом году один парень – как там его звали? – вставил в свой альбом несколько секунд полной тишины, и представил это как знак уважения Джону Кейджу? Ему немедленно вчинили иск, причем обвинители, обладавшие правами на произведения Кейджа, выиграли дело.

Лично мне не нравится то, как некоторые современные музыканты сочиняют” музыку – берут чужую тему, добавляют свой текст, и даже не упоминают источник. Кстати, Blood Axis, в отличие от многих, делали это очень качественно и в меру. А вот где ссылки на авторов у тех же Der Blutharsch?

С другой стороны, мне нравится, когда на какой-нибудь теме выстраивается новая песня, звучащая совершенно иначе. Хорошим примером будет композиция Sophia “Herbstwerk” с одноименного альбома – по сути своей, это закольцованная тема из середины “Te Deum” Арво Пярта… Поскольку она сильно видоизменена, о заимствовании”, мне кажется, не может быть и речи…  

Jiituomas

*

            По-моему, произведение искусства уже не принадлежит своему творцу после его обнародования. Художник отдает свое творение людям, а следовательно, дает им право на использование этого произведения по собственному желанию. Это и есть “общественное достояние”.

            Естественно, что когда человек, даже не позаботившийся о должной обработке сэмпла, заявляет - “Послушайте, что я написал!”, - его не назовешь иначе как “вором” или “лжецом”. Однако образованные поклонники экспериментальной музыки понимают, что, когда автор обрабатывает старую музыку и помещает ее в новый контекст, дело обстоит совсем иным образом. Даже когда Der Blutharsch или Karjalan Sissit используют темы из финских шлягеров.

            Учиться правильно использовать произведения искусства – вот чему учит настоящая традиция! Так что – recycle your music!

            Jb

© 2003 перевод Shelley

 

Copyright ©2003 Seidr webzine