Бойд Райс
К вопросу о неделимом - священный пол, 
гермафродит и дуальная сущность Бога

*комментарий: поскольку в английском понятия слово “sex” обозначает одновременно и половой акт, и пол, то в данном переводе смысл выбирался каждый раз в зависимости от контекста.

Понятие “сакральный пол” имеет древние корни. На протяжении веков оно существовало как открыто, так и под покровом тайны во многих странах в разные времена. Свидетельства летописцев, отсылающие нас к обрядам, которые связаны с сакральным полом, как правило, весьма туманны в отношении как запутанных подробностей и частностей, так и общего их логического обоснования. Наиболее вероятно, что мотивировка, лежащая за существованием сакрального пола, это попытка достичь единства с божественным или раздуть искру его в душах участников акта. Однако христиане были почти единогласны в оценке пола, бытовавшего в неортодоксальных верованиях: это суть творение Дьявола, простое и незамысловатое.

Несмотря на это самое, возможно, интересное и неотвратимо убедительное обоснование возникновения сакрального пола исходит собственно из контекста христианской веры. Христианские мистики, такие как Jacob Boehme, Leo the Hebrew, Scrotus Eriugena и Franz von Baader постулировали тезис, основанный на крайне необычном истолковании Книги Бытия. Согласно этой теории, после того, как Господь сотворил человека по образу и подобию своему, Адам, вероятно, был первоначально гермафродитом, то есть существом, сочетавшим в себе признаки обоих полов. Падение человека произошло не тогда, когда Адам и Ева покинули Эдем, а когда Господь лишил Адама его первородной целостности, создав Еву из его же плоти, дабы он не был одинок. Таким образом, сексуальное желание исходит от инстинктивного стремления человека испробовать и вновь вернуть обратно что-то весьма существенное, свойственное его первоначальному состоянию. Согласно Franz von Baader’у, “высший смысл сексуальной любви, коя не должна отождествляться с инстинктом размножения, суть не что иное, как средство, призванное помочь и мужчине и женщине воссоединиться духовно (равно душою и духом) в совершенном человеческом или изначально божественном образе”. Это суждение, странное и вместе с тем красноречивое, выражалось в различных формах, начиная с далекого прошлого и до нашего времени. Мы видим намеки на это как в древних учениях, таких как Каббала и алхимия, так и в современных практиках, каковой, к примеру, является сексуальная магия. Мудрость этой идеи отразилась в словах Христа, когда он изрек: “Я един!” …или: “В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?”

*комментарий: цитата из “Евангелия от Фомы” (12).

Совершенно верно! Хотя ни один из христианских авторов никогда не давал подробных описаний методик, посредством которых можно вновь воссоединиться в “первозданном божественном образе”, все же есть несколько намеков на это. По крайней мере, один из авторов отметил ряд точек внутри тела, воздействуя на которые, человек может достичь подобного состояния. И даже не смотря на то, что создатель манускрипта остановился перед тем, чтобы собственно указать способы, которые возможно использовать для открытия этих ресурсов, отметки на его карте поразительным образом сходны с расположением чакр в традиции индийской йоги. Следовательно, можно с уверенностью допустить, что ранние христианские мистики имели базовое представление о принципах, лежащих в основе тантрического секса.

Слово “гермафродит” является соединением имен Гермеса и Афродиты, единством мужского и женского начала Бога. Хорошо известны символизм и основное значение Гермафродита в алхимии. Знакомые с наследием Платона вспомнят, что в своем “Symposium” он заявил, будто люди произошли от предначальной расы тех, “чей род ныне угас”, то есть расы гермафродитов. Они были могущественны, но самонадеянны и высокомерны, и когда они восстали против Богов, были прокляты и разделены надвое. Согласно Платону: “…с тех давних пор любовь побуждает детей рода людского стремиться друг к другу; она в природе вещей и стремится возродить наше древнее естество в попытке воссоединить две отдельных сущности в одной, и, таким образом, восстановить здоровье человеческого естества”. Он добавил: “…мы являли собой единство, бывшее все еще неделимым, именно это и представляла собой наша первобытная природа; воистину, это жгучее желание единения, что зовется любовью”. Это отразилось и в Книге Бытия (2:24): “…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть” (выделено мной - Авт.).

Действительно ли верил Платон в то, что раса гермафродитов существовала на самом деле, или же просто представляет миф о них как метафору, по сути, не имеет значения. То, что он упоминает как “мистический исток любви”, отражает тайную доктрину эзотериков, существовавшую с незапамятных времен. Такой же гнозис был сохранен Гермесом Трисмегистом, - облеченный в слово, дабы передать мудрость забытой расы Богов, живших до потопа. Очевидно, это также вполне могло составлять часть учения Христа.

“Евангелие от Фомы” - часть собрания гностических Евангелий, известного как Библиотека Nag Hammadi, которые были утеряны до середины ХХ века, когда они были обнаружены в Египте. В “Евангелие от Фомы” Христос проповедует учение, в корне отличное от того, что было усвоено основным направлением христианства. Некоторые ортодоксы от церкви отрицают законность этого Евангелия, в то время как другие - принимают, видя в нем красивое произведение и находя столь же важным (если даже не больше!), сколь любой находит Новый Завет. Ученые постоянно ведут спор о том, были ли книги Библиотеки Nag Hammadi христианскими текстами, направленные на гностическую аудиторию, или же гностическими, направленными на аудиторию христианскую. Существует и третья возможность, особенно в отношении “Евангелия от Фомы”. Что, если содержание книги в действительности точнее соответствует тому, чему учил Христос на самом деле? Могло ли это Евангелие сохранить какие-либо элементы истинной доктрины Христа, какой она была до того, как ее приукрасили, отредактировали и подогнали в соответствии с политическими предпочтениями тех, кто выполнял эту “правку”? Естественно, это чрезвычайно захватывающая возможность!

Говорят, что автор “Евангелие от Фомы” - единоутробный брат-близнец Христа, Фома. Разумно будет предположить, что если некто из последователей Христа усвоил таки его заветы верно и истово, то кто как не его родной брат лучше всего подходит на эту роль? В “Евангелие от Фомы” много такого, что могло вызвать неудовольствие первых отцов церкви: например, указание Христа на то, что он “повсюду” (и дабы не искали его “в доме”).

Даже если бы остальная часть этого Евангелие была признана на Первом Вселенском Соборе христианской церкви в Никее, данную строку непременно убрали бы. Многое в повествовании довольно-таки откровенно и прямолинейно, но определенные моменты эксцентричны даже по библейским стандартам, а, возможно, и применительно к контексту Библии, например:

“Иисус сказал им: “Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной <…> тогда вы войдете в [царствие]”.

*комментарий: первый Вселенский Собор христианской церкви (в Никее) был созван императором Константином в 325г. н.э. для борьбы с ересями, в этом же году он перенес столицу своей империи из Рима в Византию. Основной задачей Собора стало разоблачение учения александрийского священника Ария.

Cказано предельно точно и ясно. Здесь ничего и в помине нет от христианства. Речь идет об инициации Гнозисом, которая не требует ни церквей, ни святых, ни молитв, ни прощения. Должен был существовать узкий круг адептов тайного знания, ибо это вполне соответствует словами, запечатленными в Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста:

“Истинно, Достоверно, Действительно.
То, что находится внизу, подобно находящемуся наверху и то, что
находится вверху подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства. И как все вещи были и произошли от одного, точно так же все вещи начались с этой единственной вещи посредством применения. Солнце есть Отец, Луна - Мать, <ветер носил его во чреве, земля его кормилица. Отец всего - Телем здесь.> Его сила полна, <когда она обращена в землю>”

Не просто кажется, что учения Христа и Гермеса исходят из единого: особенно занимателен тот факт, что использование герметического (алхимического) символизма у Христа гораздо более конкретно, чем даже у самого старого Гермеса, мнимого отца алхимических искусств. Несомненно, Христос обращался к предначальному архетипу гермафродита, подразумевая, что состояние единства, который это создание символизирует, было необходимым условием (или чем-то синонимичным этому) для “вхождения царствие”. В другом месте “Евангелия от Фомы” Христос говорит ученикам: “Когда вы сделаете двух одним, вы станете сынами человека”. Там же: “Я тот, который произошел от того, который равен (неделим?)”. Хотя подобные эзотерические доктрины не проскальзывали где-либо в официально одобренных, неапокрифических писаниях, они, бесспорно, согласуются с некоторыми аспектами традиции иудаизма, из которой и исходил Христос, и, очевидно, играют видную роль в традициях и символике различных общностей, которые, как говорят, являлись хранителями тайного учения Христа.

От священнослужителей Задока в Храме Соломона до Рыцарей-Храмовников, от Ложи Вольных Каменщиков и до Розенкрейцеров все использовавшиеся знаки олицетворяют единство противоположностей, сбалансированное единство и равновесие мужской и женской сил. Краткий обзор этих знаков, использовавшихся в различных общностях, может обнаружить поразительное постоянство общей картины.

Символ жрецов-саддукеев

Тот знак, что надевали на лоб священники-саддукеи первого Храма Соломона, представлял собой символ единства потира и меча. Чаша как вместилище была символом женского начала, а меч как фаллос - мужского. Даже сам Храма Соломона был кабалистическим символом: его колонны Йахин и Боаз олицетворяют равновесие созидательной и разрушительной сил.

*комментарий: Йахин и Боаз, предположительно, означают: “он закладывает [фундамент, основу]” и “в нем - сила”.

Печать Соломона

Печать Соломона символизирует почти то же, что и Храм Соломона: равновесие и переплетение противоположностей: здесь - тьмы и света, духа и материи. Дух связывается с мужским элементом, материя - с женским.

*комментарий: Печать Соломона=Звезда Давида.

Крест Храмовников

Равносторонний крест рыцарей-храмовников - также олицетворение пересечения мужской и женской сил. Первая представлена вертикальной линией, вторая - горизонтальной.

Символ Вольных Каменщиков

Широко известные угольник и циркуль Масонов - уже иной символ соединения мужского и женского начал. Угольник используется, чтобы изобразить квадрат - мужской символ, циркуль- чтобы начертать женский. Круг, заключенный в квадрат, таким образом, опять-таки представляет равновесие противоположностей. Кое-что полагает, что либо эмблема масонов создана по образцу Печати Соломона, либо, по крайней мере, наводит на мысль о последней. Дополнительные истолкования находятся там, где символизм - совершенно противоположный,

Крест Розенкрейцеров

Роза-Крест принимает различные очертания и формы, но, опять-таки, ему присущ тот же символизм. Крест - мужской символ, роза - женский. Впрочем, эта эмблема гораздо более конкретна в своей иконографии: крест олицетворяет Христа, роза - Марию Магдалину. Помимо последней интерпретации, часто фигурировавшую в изображениях пятиконечную розу также связывают с Венерой и Люцифером.

Цветок  Лилии

Цветок Лилии - превосходящая иные геральдическая эмблема французской монархии. Говорят, что она олицетворяет лилию - символ Давидова колена. В то время как цветы вообще символизируют женские репродуктивные органы, лилия наводит на мысль о вульве даже более открыто, чем большинство иных. Но, в отличие от оного, эта лилия содержит фаллический скипетр (прут), который выбивается из нее вовне, что делает ее символизм неравномерно гермафродитичным.

*комментарий: цветущий жезл (прут), лилия и различные столярный инструменты - символы Иосифа (мужа Девы Марии). Если верить Святому Иерониму, претенденты на руку Девы Марии принесли в храм первосвященнику по пруту, но лишь один, принадлежавший Иосифу, расцвел, что было истолковано как знак небес.

Все эти символы имеют дополнительные смысловые пласты, и многое вполне может быть разъяснено посредством иных средств выражения. Например, как было отмечено, слово “Роза-Крест” (т.е. “Rose Cross”), или же “rosa crux”, являлась преднамеренным искажением того, что изначально именовалось ros crux”. “Rose” обозначает розу, а “ros” - “росу”, вещество, которое, по утверждениям алхимиков, обладало способностью превращать неблагородные металлы в золото. Розенкрейцеры сознательно воспользовались терминологической путаницей, дабы скрыть свои истинные идеи и замыслы в двусмысленной, невинной на вид иконе. И обе интерпретации, в конечном счете, в равной мере алхимичны по своей природе. В действительности, все обсуждаемые символы могут быть интерпретированы в контексте алхимии: все они олицетворяют соединение и преодоление противоположностей, а также связь мужского и женского начал.

Почему же Христос постоянно говорил своим ученикам, чтобы сделали они мужчину подобным женщине, а женщину - подобной мужчине, дабы не был ни мужчина мужчиной, ни женщина женщиной? И как должны были они совершить это деяние, то есть единение и стирание различий между полами? Очень просто: посредством сакрального секса. Есть ли более непосредственный способ для мужчины и женщины познать сущность своей второй половины и достигнуть (если говорить кратко) единства с ней? Современные читатели, несомненно, знакомы с этой концепцией, так как она касается Тантры и западной сексуальной магии, но, верят они или нет, она (концепция) составляла часть традиций, которые предшествовали жизни Христа. Можно сослаться на множество примеров, но традиция, наиболее близкая той, что исповедовал Христос, которой он мог быть наиболее близок, был собственно ортодоксальный иудаизм. Как написано в книге Зоар: “Всевышний не избирает для пребывания то обиталище, где муж и дева не слились воедино”. И здесь же, еще более необычно:

“Господь ищет то лишь, что согласно ему. Всевышний обретается в том, кто, как и он, един. Когда человек в святости полной се прозревает и постигает, Господь царит в его душе. Когда же нарекается человек единым? Когда муж и дева сливаются во плоти…” (Зоар 111, 83а)

*комментарий: “Зо(г)ар” в переводе означает “сияние”.

Иудейские мистики-саббатисты практиковали “мессианское таинство пробуждения”, которое для них было сродни Великой Работы Алхимии. В их понимании женщина - это “дверь к Богу, через которую входят к Нему”. Пришествие Мессии, как они верили, происходит скорее на личностном, нежели на коллективном уровне и может быть обусловлено сексуальным единством. Спасение не было неким данным извне и объективно обусловленным даром Спасителя, а происходило через прямое познание Бога, основанное на личностном гнозисе. Саббатисты верили, что прямое познание Бога освобождало их от строгого соблюдения закона Моисея. Это как раз и определило их отношение к роли Христа, которое приводит к его окончательному ниспровержению. Личностный гнозис может быть достигнут только через секс, единение мужчины с его “второй половинкой”, женщиной. Саббатист Яков Франк говорил: “Иудеям не повезло, поскольку они ждут явления Спасителя, а не Женщины”.

*комментарий: Mosaic Low - закон Моисея - “око за око, зуб за зуб”.

Слова Христа из “Евангелия от Фомы” абсолютно созвучны с идеями Якова Франка, Платона, Гермеса и тем, что можно обнаружить в книге Зоар. Действительно, кажется, что они составляют единую доктрину, существующую в континууме. На Западе мы можем увидеть их отражение в Алхимии, а Востоке - в Тантре. И где бы ни всплывали такие идеи, мы всегда находим образ Гермафродита, зачастую, в роли Бога. В алхимии Гермафродит хорошо известен как кабалистическая аллегория Адама Кэдмона. В Индии обнаруживается тантрическое божество Хари-Хара: отчасти - Вишну, отчасти - Шива. “Хари” - индийское название солнца, а “Хара” - женский род слова “Хари”. В том или ином виде этот образ проходит через множество культур. Но где же лежал архетипический прообраз? Вероятно, там, где обычно предполагают исток монотеизма.

В 1354 г. до н.э. Аменхотен IV стал фараоном Египта. Вскоре после восхождения на трон он прервал семнадцативековую традицию поклонения множеству богов и положил начало новой эпохе, в которой всеобщий бог солнца, Атон, должен был их заменить. Он изменил имя на “Эхнатон”, что значит “слуга Атона”, и провозгласил себя живым воплощением Бога на Земле, сыном солнца. Он закрыл храмы в Фивах, религиозном центре страны, и переместил сердце духовной жизни народа в карнакский Храм Солнца. Эхнатон и его жена, царица Нефертити, возглавляли обряды поклонения светилу на открытом воздухе, приуроченные к рассвету, полудню и закату. Убрав сотни богов (и жрецов, возглавлявших их культы), он расчистил путь к более непосредственному познанию всеобщего и единого Бога, которого провозгласил.

Закон Атона представлял собой нечто большее, чем простое поклонение солнцу, каковое мы видим в более поздних проявлениях, таких, как культ Солнца Непобедимого (Sol Invictus) и Митры. Для Эхнатона и его народа Атон был воплощением всеобъемлющего принципа самосотворения, включающим и мужское и женское начала. В результате эта идея воплотилась в статуях Эхнатона, которые изображают его гермафродитом: носящим бороду, однако с женской грудью, широкими бедрами. Факт, интересный в двух отношениях: во-первых, что наиболее очевидно, это может оказаться самым ранним прецедентом, когда гермафродит служил для того, чтобы олицетворять Бога как единство мужских и женских символов. Во-вторых, наверное, это даже более существенно, возникает вопрос: как же удалось столь эзотерическим концепции и символу пережить короткое правление Эхнатона, чтобы затем вновь всплыть в различных культурах на другом краю света? В конце концов, этот фараон правил никак не более семнадцати лет, около 3350 лет назад. После его владычества египтяне сильно желали возврата к поклонению своим старым богам и стремились забыть об Эхнатоне и Атоне.

Некоторые ученые утверждают, что доктрина Эхнатона была сохранена Моисеем, который вполне мог быть одним из верховных жрецов. Действительно, есть косвенное свидетельство этого в Библии, дающее возможность поверить подобному заявлению. В “Книге Исхода” говорится, что Моисей был египтянином, а в “Книге Деяний” читаем: “он был сведущ в мудрости египтян”. Даже Зигмунд Фрейд в своей книге “Моисей и монотеизм” предполагает, что Моисей мог быть египтянином, имевшим высокое положение при дворе фараона Эхнатона.

Другие, в том числе, Лоренц Гарднер, заходят в предположениях еще дальше и настаивают на том, что Моисей и Эхнатон были на самом деле (!) одним и тем же лицом. Хотя подобная догадка поначалу может представиться нелепой, Гарднер и прочие придают поразительное значение свидетельству (по видимости, заслуживающему доверия) в поддержку их точки зрения и теории; впрочем, слишком пространной, чтобы пересказывать ее здесь. По правде говоря, это может позволить существенно продвинуться в объяснении того, как секты христианских и еврейских мистиков могли в дальнейшем усвоить учения, настолько причудливые, чтобы не иметь видимого отношения к ортодоксальным иудаизму и христианству (речь идет о концептах Бога как гермафродита, священного пола/секса). Более того, это может объяснить распространение сходных идей по всем уголкам цивилизованного мира. И не смотря на то, что египтологи говорят, будто Эхнатон умер в 1334г. до н.э., интересен тот факт, что его тело до сих пор никем не было найдено.

Кроме этой, более современной гипотезы, связывающей Аменхотепа и Моисея, есть теория, относящаяся к средневековью, которая ставит в один ряд две вышеупомянутые исторические фигуры и легендарного Гермеса. Существует даже надпись на плите в одном древне итальянском соборе, которая гласит: “Гермес Меркурий Трисмегист, современный Моисей”.

Если Моисей сродни Аменхотепу, а Аменхотеп сродни Гермесу, это может окончательно объяснить сходства между “Изумрудной скрижалью” и словами Христа из “Евангелия от Фомы”. Было показано, что большая часть экзотерической доктрины Моисея (десять заповедей) - это квинтэссенция данных, найденных в “Египетской Книге Мертвых”. Не является ли возможным то, что он мог также передать эзотерическую доктрину древнеегипетских таинств - знаний фараонов?

Согласно легенде, Аменхотеп был второй инкарнацией Гермеса и владел Изумрудной Скрижалью, содержащей тайный гнозис веков, которая была передана ему Тотом (первым воплощением Гермеса). Дальше говорится, что сестра Моисея, Мириам, тайно хранила Скрижаль за пределами Египта во время Исхода. Тогда как невозможно окончательно установить, были ли Моисей и Аменхотеп одним и тем же лицом, самое главное в сюжете то, что Моисей, видимо, мог быть хорошо знаком с Изумрудной Скрижалью и, вероятно, обладал ею. Это способно сильно помочь в объяснении бесчисленных сходств между эзотерическими доктринами Гермеса и Христа. Как вы помните, говорят, что данное учение представляло собой тайное знание забытой расы богов и было сохранено Гермесом после потопа. Весьма интересно, потому что египтяне считали себя прямыми потомками Осириса, бога, который пришел на Землю с небес, чтобы даровать свои секреты человечеству. Сходный миф бытовал и в Шумере, стране, возникшей до Египта и, как известно, оказавшей большое влияние на его культуру. Чем дальше, тем чаще некоторые ученые начинают соглашаться с тем, что эта неоднократно повторяемая история - нечто большее, чем просто миф, что кто-то должен был передать упомянутым цивилизациям определенное знание, позволившее им дойти до вершин во всевозможных искусствах, которые не дано постигнуть сегодня даже с помощью современной науки и технологии. Аргументы, говорящие за эту предпосылку, многочисленны и общеизвестны, едва ли целесообразно вновь и вновь перечислять их здесь.

Чему только не научила забытая раса древних - секретам металлургии, архитектуры, астрономии, тайной геометрии и всему прочему, но помимо этого дала представление о фундаментальном познании жизни и Бога. Намеки на такого рода знание можно увидеть в основных законах, стоящих за алхимией, каббалой, восточной Тантрой и западной сексуальной магией. Вот отображение основной нити, которая вьется через эзотерические традиции и Востока и Запада. Вы увидели ее в религиозном символизме, господствующем в культурах по всему миру, фактически невидимом для поверхностного взгляда. На протяжение веков это было Королевским Секретом, известным лишь тем, кто был в тот момент представителем общественной элиты. От правителей Древнего Египта до владык Древней Европы, от творцов Ренессанса до отцов-основателей США этот гнозис составлял центральную ось их мировоззрений. Это было ревностно оберегаемым секретом, его хранители осознавали, что мудрость оного предназначалась лишь избранному меньшинству, способному духовно охватить и усвоить весь его смысл. Остальным, неспособным как к абсолютному пониманию, так и к здравому принятию доктрины, ему в лучшем случае было суждено казаться крайней запутанным и неясным, в худшем - разрушенным и утерянным. Насколько известно, Королевский Секрет был обнародован лишь однажды, в короткий период в течение правления Эхнатона (около семнадцати лет начиная с 1353г. до н.э.). Это оказалось губительным и, возможно, научило последующих хранителей тому, что экзотерическая доктрина совершенно не подходит на роль общественной экзотерической установки или религии. Таким образом, учение было сокрыто тайным языком символов, фольклором и другими мифологическими архетипами, такими, как, например, предначальный человек, подобный Богу, гермафродит. Под всеми этими личинами Королевский Секрет пережил века, выдержав все виды подавления, гонения и мучения. В то время, как одна за другой библиотеки, вместилища древнего знания, предавались огню различными ортодоксами, священный гнозис никогда не был уничтожен. И тем, кто способен смотреть за покров мифа и символа, он дарует свое необычайное наследие.

Наследие, в самом деле, может быть, действительно точное слово для описания передачи этого священного знания, ибо главная идея, которая повторяется в сказаниях, связанных с Королевским Секретом, состоит в том, что хранители сего гнозиса были прямыми потомками забытой расы и, предположительно, генетически предрасположены к его постижению; хотя его наследие существует в их родовой памяти. Так давайте же посмотрим действительности в лицо: эта родовая память (впрочем, она может быть бессознательной или подавленной) - одно из определяющих качеств человека. Она руководит им в выборе, действиях, предпочтениях; заставляет его ощутить резонанс с некоторыми вещами, идеями и символами, даже если ему самому причина неизвестна или не вполне очевидна. Человек никогда не задается вопросом, почему определенные явления не интересуют его, просто он инстинктивно понимает, что они не для него.

Несмотря на то, что современный человек практически потерял представление о родовой памяти, древние без сомнения осознавали огромную силу, с которой влияет она на дух, что вполне может служить иной мотивировкой того, что они переводили свои учения в архетипические символы, которые способны будут не только служить сохранению их доктрины, но и приведению в действие память предков, которая будет дремать в крови будущих потомков забытой расы.

Другие примеры “Двух как единого” из мифов и легенд

Йалдабот

Богиня София (символ мудрости), дала жизнь Йалдаботу, созданию с головой льва и телом змеи. В Древнем Египте это же слово, которое означает “лев”, означало также и “солнце”. И, поскольку львиная грива напоминает пылающие солнечные лучи, он был королем всех тварей, как и солнце является владыкой Небес и Земли. Змея скорее наземное, хтоническое существо, нежели небесное, ее связывают со тьмой и тенью. Итак, Йалдабот - единство двух начал, говорят, он состоял “отчасти из огня, отчасти из мрака”. Некоторые гностики сравнивают его с Демиургом.

Абраксас

Абраксас был алхимическим гностическим божеством, изображавшимся с головой петуха, человеческим торсом и змеиной нижней частью туловища. Известно, что петух кричит на заре и, соответственно, ее символизирует, также как и свет, солнце. Змея - полная ему противоположность. Абраксас был сущностью, разделившейся на мужское и женское начало и тем самом давшей Эонам, попеременно то злым, то добрым. Каждый Эон, в свою очередь, порождает следующих злых и добрых Эонов, пока не придет время, когда их будет 365, и они не составят единую полноту - плерому.

Наасены

*комментарий: одна из группы сект офитского (опять же от греч. корня, означающего “змея”) гностицизма.

Наасены - члены гностической секты, верившие в том, что Адам изначально был гермафродитом. Слово “Наасен” происходит от еврейского “Наас”, что значит “змея”. Эта секта почитала Змея, упомянутого в “Книге Бытия” за то, что он предложил отведать Адаму и Еве плод с древа Жизни

*комментарий: также - древо Познания

Маленькие вопросы Марии

Гностический текст, создание которого приписывается Эпифаниусу. В “Маленьких вопросах Марии” Христос ведет Марию на вершину горы, а затем переходит к… сексу с ней! Говорят, что это символ Христа в роли “второго Адама”.

Эрос

Когда черная ночь была оплодотворена ветром, она родила серебряное яйцо - луну. Из него появился Эрос, двуполый бог с четырьмя головами.

*комментарий: по мифографу 5 в. до н.э. Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида - дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. Эреб, в свою очередь, персонификация мрака.

Арсенофелис

Слово, придуманное Симеоном Волхвом для обозначения предначального человека, представляет собой соединение двух греческих корней, обозначающих мужчину и женщину.

Сизиги

Алхимическая пара, соединяющая единство противоположностей.

*комментарий: выдержка из “Тайной доктрины” Е.П. Блаватской: "От Силы Мысли, Божественная Мыслеоснова, таким образом, перешла к Действию. Отсюда ряд первоначальных эманаций, через Мысль порождающих Действие: объективная сторона Огня есть Матерь, его священная сторона - Отец. Симон назвал эти эманации сизигами (соединённой парой), так как они эманировали по двое: один как активный, другой как пассивный Эон".

Святой ковчег завета

Согласно некоторым ученым, херувимы на ковчеге олицетворяют двух помазанников-мессий, которые стоят по обе стороны трона Бога (ковчег, как предполагалось, его символизировал). По правую руку - Архангел Михаил, по левую - Люцифер. Сторонники этой теории придерживаются мнения, что Михаил олицетворяет мужское начало Бога, Люцифер - женское, а оба они представляют дуальную природу Создателя. Женская природа Люцифера, как они утверждают, это основание, по которому “его” соотносят с Венерой, Утренней Звездой и находят соответствующим тем свойствам и ассоциациям, что традиционно считались женскими: таким, как инстинкт, красота, гордость, и, естественно, соблазн.

*комментарий: 1) описание сакральных функций ковчега можно найти в “Книге Исхода” (25:21,22)

2) та часть ковчега, на которой изображены херувимы, сделана из чистого золота и называется “место искупления”. Раз в год, в день искупления, священник брызгал на него кровью и получал прощение всех грехов, общаясь с Богом.

Deus

Латинское наименование Бога, Deus, кажется, хранит в себе рудимент древнего понимания дуальной сущности божества. Во многих языках слово, означающее “два”, имеет написание или произношение довольно схожее с оными у слова Deus, к примеру: deux, dos, dua, deuce и так далее. Это становится еще более ясно, когда мы обратимся с определенным словам некоторых языков, носители которых обращаются к христианскому Богу. Например, французское Dieu очень напоминает deux (два), а испанское Dios произошло от dos (два) путем простого прибавления “I”.

Оригинал статьи вы можете прочитать на сайте журнала Dagobert's Revenge

© 2002 Перевод Михаила Михайловича Боде (Wolffanger’а)
Все комментарии, помеченные звездочкой, сделаны переводчиком.

 

Copyright ©2002 Seidr webzine