Вступление.

Истина и религия.



За 14 тысяч лет до Р.Х. Египет достиг своего расцвета. В ту пору страной правил царь Эхнатон.

Мыслитель, художник и святой; первый рационалист, один из последних Повелителей Мира, почитавший Солнце-Атона, "энергию солнечного диска" - ту самую совершенную Реальность, к которой стремятся люди всех вероисповеданий, сознательно или неосознанно, называя ее разными именами и выбирая разные дороги. Себя он представлял сыном этого невидимого, неисчерпаемого истока жизни. "Ты в сердце моем", писал Эхнатон в одном из гимнов, "и никто не знает Тебя, кроме меня, Твоего сына". Забытые слова на стене древней гробницы - слова одного из первых в мире авторских стихотворений - "Я, Твой сын…".

Эхнатон одним из первых осмелился заявить подобное. И потому чтили его не меньше, чем других провозвестников Истины - пусть после поражения Эхнатона они и превзошли его. Потому слава о нем распространилась по всему миру - пусть даже его и предали потом забвению, на 33 сотни лет…

"Сын Божий" - что сие значит?

Те, кто исповедует идею трансцендентного божества, отказывают человеку в праве называть себя подобным образом, поскольку трансцендентный Бог стоит превыше всего и находится за пределами вселенских законов. Другие же не признают никого другого, кроме того "Сына", что дал им учение - который поэтому имеет право на "чудесное рождение" как доказательство божественного происхождения.

Мы же принимаем совершенную иную концепцию Бога, и верим в то, что любой человек, пришедший к полной реализации своей индивидуальности - то бишь, к имманентной, имперсональной сути бытия - может считать себя "сыном Божьим". Мы также верим в то, что слово "Бог" имеет смысл только для тех, кто само-реализовался. Таких людей немного, но лишь они одни подтверждают право человечества на существование.

У многих великих людей были ученики, проповедовавшие их Учение; были и мученики, подтверждавшие величие Наставника своими страданиями; были миссионеры, донесшие Слово до края Земли; были комментаторы, почитатели, философы, поэты, художники - поддерживавшие память об Учении на протяжении веков.

Не такой была судьба Эхнатона. Его последователи ненадолго пережили своего Учителя. После смерти Эхнатона имя его посчитали проклятым; город его снесли до основания; все следы его деятельности были тщательно уничтожены - и ни один из тех восьмидесяти тысяч последователей, что тринадцать лет назад покинули Фивы вместе с ним, не сказал ни cлова.

О нем забыли все. Лишь пятьдесят лет назад ученым удалось обнаружить обрывки летописей и гимнов Эхнатона; но и это не помогло ему обрести последователей - кроме, разве что, нескольких ученых, восхищенных силой древней мысли.

Не стоит, однако, делать поспешные выводы и утверждать, что, в таком случае, учение Эхнатона было не столь совершенно, как те, что легли в основу сегодняшних верований. Ценность религии определяется не по успеху или популярности. Слишком много факторов сопутствует распространению любой религии, и порой сложно определить, какую роль в ее распространении сыграла та Истина, что содержится в Учении. Более того, эта Истина способствует успеху религии лишь в том случае, если она непосредственно касается тех вопросов, которые интересуют толпу в данный момент. Подлинная же суть любой религии так и остается незамеченной, не вызывая никакого интереса со стороны ее последователей. Таким образом, количество носителей религии, как и ее географическое распространение, не доказывает абсолютно ничего.

Точно так же нельзя определить ценность религии по уровню развития нации, который исповедует ее. Ибо человек создает религию, а не религия - человека. История демонстрирует нам, что порой в результате миграции, завоевания или простой прихоти правителя сложнейшее учение могло превратиться в примитивную веру грубых варваров. Конечно же, они не поймут его, однако будет с благоговением сохранять мифологию и символизм этой традиции. И наоборот - культурные, прогрессивные, рациональные нации могут следовать - и до сих пор следуют! - детским догмам своих недалеких предков. И как бы не изощрялись теологи в интерпретациях и поисках скрытого смысла - все втуне! - такая религия так и останется бессмысленной!

Религию можно оценивать только по ней самой, не принимая в расчет ее непосредственное или скрытое воздействие на культуру, оставив в сторону историю ее успехов или провалов. В том случае, если у религии есть основатель, мы должны проанализировать его жизнь и личность - и не более того.

Если рассуждать таким образом, мы увидим всю красоту простой и рациональной религии Эхнатона - пусть неизвестной нам, но, тем не менее, превосходящей все верования, которые исповедовало человечество.

А ее создателя (у которого сегодня едва ли найдется хотя бы пара учеников) мы можем отнести к тем божественным душам, которые почтили землю своим присутствием - тем, кого мы называем "воплощениями" или "Сыновьями" Бога.

К оглавлению