Вступление.
Истина и религия.
За 14 тысяч лет до Р.Х. Египет достиг своего расцвета.
В ту пору страной правил царь Эхнатон.
Мы же принимаем совершенную иную концепцию Бога, и верим в то,
что любой человек, пришедший к полной реализации своей индивидуальности -
то бишь, к имманентной, имперсональной сути бытия - может считать себя "сыном Божьим".
Мы также верим в то, что слово "Бог" имеет смысл только для тех, кто само-реализовался.
Таких людей немного, но лишь они одни подтверждают право человечества на существование.
У многих великих людей были ученики, проповедовавшие их Учение; были и мученики,
подтверждавшие величие Наставника своими страданиями; были миссионеры,
донесшие Слово до края Земли; были комментаторы, почитатели, философы,
поэты, художники - поддерживавшие память об Учении на протяжении веков.
Не такой была судьба Эхнатона. Его последователи ненадолго пережили своего Учителя.
После смерти Эхнатона имя его посчитали проклятым; город его снесли до основания;
все следы его деятельности были тщательно уничтожены - и ни один из тех восьмидесяти
тысяч последователей, что тринадцать лет назад покинули Фивы вместе с ним, не сказал
ни cлова.
О нем забыли все. Лишь пятьдесят лет назад ученым удалось обнаружить обрывки
летописей и гимнов Эхнатона; но и это не помогло ему обрести последователей -
кроме, разве что, нескольких ученых, восхищенных силой древней мысли.
Не стоит, однако, делать поспешные выводы и утверждать, что, в таком случае,
учение Эхнатона было не столь совершенно, как те, что легли в основу сегодняшних верований.
Ценность религии определяется не по успеху или популярности.
Слишком много факторов сопутствует распространению любой религии,
и порой сложно определить, какую роль в ее распространении сыграла
та Истина, что содержится в Учении. Более того, эта Истина способствует
успеху религии лишь в том случае, если она непосредственно касается тех
вопросов, которые интересуют толпу в данный момент. Подлинная же суть любой религии
так и остается незамеченной, не вызывая никакого интереса со стороны ее последователей.
Таким образом, количество носителей религии, как и ее географическое распространение,
не доказывает абсолютно ничего.
Точно так же нельзя определить ценность религии по уровню
развития нации, который исповедует ее. Ибо человек создает религию, а не
религия - человека. История демонстрирует нам, что порой в
результате миграции, завоевания или простой прихоти правителя сложнейшее
учение могло превратиться в примитивную веру грубых варваров. Конечно же,
они не поймут его, однако будет с благоговением сохранять мифологию и
символизм этой традиции. И наоборот - культурные, прогрессивные, рациональные
нации могут следовать - и до сих пор следуют! - детским догмам своих недалеких предков.
И как бы не изощрялись теологи в интерпретациях и поисках скрытого смысла - все втуне! -
такая религия так и останется бессмысленной!
Религию можно оценивать только по ней самой, не принимая в расчет ее
непосредственное или скрытое воздействие на культуру, оставив в сторону
историю ее успехов или провалов. В том случае, если у религии есть основатель,
мы должны проанализировать его жизнь и личность - и не более того.
Если рассуждать таким образом, мы увидим всю красоту простой и
рациональной религии Эхнатона - пусть неизвестной нам, но, тем не менее,
превосходящей все верования, которые исповедовало человечество.
А ее создателя (у которого сегодня едва ли найдется хотя бы пара учеников)
мы можем отнести к тем божественным душам, которые почтили землю своим присутствием -
тем, кого мы называем "воплощениями" или "Сыновьями" Бога.
Мыслитель, художник и святой; первый рационалист,
один из последних Повелителей Мира, почитавший Солнце-Атона,
"энергию солнечного диска" - ту самую совершенную Реальность,
к которой стремятся люди всех вероисповеданий, сознательно или неосознанно,
называя ее разными именами и выбирая разные дороги. Себя он представлял сыном
этого невидимого, неисчерпаемого истока жизни. "Ты в сердце моем",
писал Эхнатон в одном из гимнов, "и никто не знает Тебя, кроме меня, Твоего сына".
Забытые слова на стене древней гробницы - слова одного из первых в мире авторских
стихотворений - "Я, Твой сын…".
Эхнатон одним из первых осмелился заявить подобное.
И потому чтили его не меньше, чем других провозвестников Истины -
пусть после поражения Эхнатона они и превзошли его. Потому слава о
нем распространилась по всему миру - пусть даже его и предали потом забвению, на 33 сотни лет…
"Сын Божий" - что сие значит?
Те, кто исповедует идею трансцендентного божества,
отказывают человеку в праве называть себя подобным образом,
поскольку трансцендентный Бог стоит превыше всего и находится за пределами вселенских законов.
Другие же не признают никого другого, кроме того "Сына", что дал им учение -
который поэтому имеет право на "чудесное рождение" как доказательство божественного
происхождения.