Интервью с группой "Scivias" (30.04.01)

 

Перед нами четверо из группы "Scivias". Колоритные мадьяры вызывают ассоциации с древними гуннскими воинами (позже, на концерте, они выйдут в камуфляжной одежде и с боевой раскраской на лицах) ."Спикером" становится Александр Ради (бас-гитара, ударные, голос) - единственный, кто говорит на английском.

Вы впервые в России, и по традиции - изменить которую мы пока что не в силах - первые часы Вашего пребывания в этой стране омрачены неприятностями на таможне. Надеюсь, это не испортило общего впечатления?

Нет-нет. Русские - превосходные ребята. За исключением чиновников, политиков и милиционеров. Впрочем, в других странах все обстоит таким же образом. Только вот в пост-советских государствах это встречается чаще…

А как развивалась культура андерграунда в Венгрии? Ведь Ваша страна довольно долгое время находилась несла бремя социализма.

Мы были рядом с Европой, а культурно-историческую связь всегда трудно разорвать. Поэтому трудности, вызванные тоталитарным строем, шли только на пользу венгерской контр-культуре. Мы научились сопротивляться официальной идеологии, мы стали сильными.
Но есть и свои минусы. Я имею в виду "железный занавес". Немногие знают венгерский или русский андерграунд, хотя он способен соперничать с лучшими английскими или американскими представителями альтернативной культуры. Запад сейчас заново открывает для себя то, что мы - я имею в виду страны Восточной Европы - сделали много лет назад.

Именно поэтому Вы поете на родном языке?

А почему я должен исполнять англо- или немецкоязычную музыку? Для меня венгерский - самый прекрасный язык в мире, разве это не естественно? Даже если человек не венгр, он почувствует глубинный смысл песни, что гораздо важнее.
Англоязычное творчество в каком-то смысле - конъюнктура. Либо комплекс неполноценности, вызванный мнимым величием былой Империи. Но позвольте, у нас хватает силы быть самими собой, в нас заложен гораздо больший потенциал, нежели чем в одряхлевших людях Запада.

В Вашей музыке постоянно встречаешь аллюзии на буддизм. В этом смысле больше всего нас потрясла композиция со сборника "Cavalcare la Tigre", где Вы используете фрагменты из "Наставлений" Миларепы, одного из патриархов тибетского буддизма. С чем связан подобный интерес к учению Шакьямуни?

Хотя мы не буддисты, мы с глубочайшим уважением относимся к этой традиции - одной из самых мощных и жизнеспособных. Лично я нахожу много общего между классической традиционалистской философией Европы и буддизмом Востока.
Вообще-то я чту Традицию как вещь-в-себе. Вас могут сбить с толку культурные различия между народами, но эти различия поверхностны. В этом смысле мы могли бы петь о кельтах или африканцах - и сказать то же самое, что и в случае с буддизмом.

А Ваш интерес к Японии? Я имею в виду последний альбом, "And you will fear death not".

Япония - страна последней Империи; и крах ее ознаменовал наступление третьей эры, Маппо - эпохи упадка Великого Учения. Под Учением я разумею не только религию, но и традиционное мышление. Одним из последних пророков его в Японии был Мисима Юкио, которого я бы поставил наравне с Юлиусом Эволой. Если помните, композиция "Die Before Dying" представляет собой что-то вроде фантазии на тему стихов Мисимы.

Вы называете себя убежденными традиционалистами и монархистами. Отражается ли это в Вашей музыке?

Это было бы неправильно. Я, конечно, уважаю группы вроде "Der Blutharsch", но, однако, идеология ограничивает музыкальную свободу, да и свободу вообще. А это, в свою очередь, приводит к творческой деградации. Помните соцреализм?
Конечно же, в каком-то смысле наши взгляды все равно переносятся на музыку, ведь мы вкладываем в нее часть нашей души.
Совершенно иначе дело обстоит с людьми вроде "Laibach". По своим убеждениям они - левые радикалы, однако прикалываются со всякими ультра-правыми идейками. И у них это получается. Что говорит о таланте "Laibach" и тупости наци-отребья. Искусство всегда обманчиво. Кстати, нам тоже нравятся подобные идеологические шутки, поэтому не удивляйтесь, если когда-нибудь "Scivias" обьявят себя какими-нибудь "…истами".

Кто больше всего повлиял на Ваше творчество?

Очень любим industrial - не то, что сейчас называют этим словом, а европейский авангард начала 80ых: Throbbing Gristle, SPK, Einstuerzende Neubauten, Coil. С удовольствием слушаем ранний Current 93 и Death in June - они во многом определили суть нашей музыки. И, конечно же, фолк - для нас это живой звук, пропитанный тысячелетней историей. Поверьте, в нем заложено гораздо больше смысла, чем в какой-нибудь интеллектуальной музыке. Как сказал великий мастер, Рюноскэ Акутагава : "Золото поблекнет. Черепица останется."

А что Вы собираетесь сыграть для нас этой ночью?

В основном это будут композиции с последнего альбома, "And You Will Fear Death Not". Обязательно исполним "Passion" и "Die Before Dying" : обычно публика принимает их "на ура". Жаль, что из-за ограниченного состава (еще четверо не смогли приехать из-за проблем с визами) мы не сможем сыграть самые техничные вещи - вроде "Paean".

Что бы Вы хотели пожелать русским музыкантам?

Как я уже говорил - будьте самими собой. У России великая история и великая культура. Постарайтесь сохранить ее. Однако не стоит уделять особого внимания форме. Пытаясь удержать внешние признаки, вы потеряете саму суть, а это равнозначно смерти. Но если сохраните русский дух, смерть более не устрашит вас…

Россия, Кенигсберг, 30 апреля 2001 года

© 2001 Интервью, перевод Shelley

 

Copyright ©2001 Seidr webzine