Seidhman
“Шаман
цвета радуги”
Эта статья направлена против тех представителей “нового шаманизма”, которые считают, что могут обращаться с традицией так, как им взбредет в голову. Эта статья направлена против тех, кто обворовывает чужие культуры; против тех, кто “шаманит” по выходным удовольствия ради, и при этом считает себя “носителем традиции”.
Но сперва позвольте представиться. Я – сейдман. Я придерживаюсь традиции Асатру, и я верен Асам уже четверть века. Я изучаю другие культуры в течение двадцати пяти лет , ведь моя специальность – магистр социологии. Но, несмотря на все это, я – американец, живущий в традиции Асатру.
Уточним - в традиции “американского Асатру”. Я вырос в небольшом поселке на юге штата Мичиган, среди польских и немецких эмигрантов, и жизненные ценности фермеров из захолустного поселка стали моими. Все, что я воспринимал, воспринимаю или буду воспринимать, проходит сквозь призму жизненных ценностей польско-немецких эмигрантов из штата Мичиган. Я могу стать кем угодно, уехать куда угодно, но это не меняет дело. Я никогда не смогу видеть мир так, как его видит европейский немец, коренной поляк или датчанин, поскольку я – американец.
Почему Асатру? В 1968 году я случайно наткнулся на книжку со скандинавскими мифами. Они потрясли меня. Это было что-то прекрасное, сказочное – и, в то же самое время, понятное и близкое мне, совсем как индейские сказки. И вот, в 1972 году я официально принял эти верования.
Один из главных моментов в жизни человека – когда он понимает, чем он является на самом деле; когда он осознает, что именно лежит в основе его мировоззрения. Зачем? Чтобы не тратить время на битвы с самим собой. Чтобы жить в гармонии со своей культурой, со своим наследием, вместо того, чтобы вести с ними бессмысленную войну и тешить себя иллюзиями. Иллюзию поддерживать сложно, и еще сложнее – превратить ее в реальность. Увы, многие из нас тратят на это свое время и свои силы… Поэтому давайте поговорим о том, почему я не трачу свое время на то, чтобы казаться кем-то, кем я никогда не был.
Как и “новые шаманы”, я люблю изучать другие культуры. Просто потому, что изучение других культур позволяет узнать больше о родной культуре - более того, изучение таких культур, которые полностью отличаются от моей, которые подчас являются ее противоположностями. Это одно из свойств человеческого познания : “все познается в сравнении”.
Что же делает “нео-шаман” или “нео-язычник”? Он попадает в ловушку “чужих культур”, и ему начинает казаться, что его культура – лучше или, может быть, хуже остальных, или же (что гораздо хуже) – что все культуры одинаковы. Как говорят последователи движения “нью-эйдж”, “боги разных культур – просто различные аспекты одного и того же явления”. Что за бред! Из того, что все мы – представители биологического вида homo sapiens, вовсе не следует, что мы одинаково мыслим.
“Быть носителем культуры” означает “видеть мир определенным образом”. Безусловно, это очень сложно. Гораздо проще обращаться с культурой легкомысленно, или же притворяться, что видишь мир сообразно определенной культуре.
“Культурное сознание” есть система классификации информации о внешнем мире. Естественно, что эта методологическая система взаимодействия с окружающим миром меняется в течение всей нашей жизни, однако в большинстве случаев она соответствует рамкам той культуры, в которой мы выросли.
Однако, когда мы внезапно сталкиваемся с чужой культурой, может получиться так, что наши ценности не будут соответствовать другим культурным реалиям. И в такие моменты мы переживаем настоящие потрясения, результатом которых может стать отказ от принятой нами системы ориентации.
Но все не так просто. Мы все еще будем видеть мир сквозь призму родной культуры, одновременно находясь с ней в конфликте. Тратить огромное количество психической энергии, поддерживая эту иллюзию. Не кажется ли вам, что лучше всего – признать свое настоящее “Я”? По крайней мере, в этом случае вы избежите серьезных проблем с психикой. И вернетесь к своей настоящей матери.
Нет, не поймите меня превратно! Я люблю участвовать в обрядах индейцев или испанских католиков. Я люблю этническую музыку. Но я не объявляю эти традиции своими родными. Я американец. И пусть я исповедую Асатру, но всегда помню о том, где я родился, или во что верили мои предки. Мне не нужна выдуманная история. Мне достаточно своей.
О, шаманы цвета
радуги… Без истории, без культуры, без
традиции…
(источник :
журнал “Northern Magic”,
август 2001)
Copyright © 2000 translations by Shelley
Copyright ©2001 Seidr webzine