Эд
Ричардсон
Магия сейда
(источник:
журнал “Chaos International”, №20)
По
сравнению с другими системами архаичных
магических практик, магическая практика
сейда (seidhr), пожалуй, неясна для нас больше
всего. Возможно, причина кроется в его
зловещей репутации, или же в феминистских
заявлениях о его принадлежности к чисто
женским практикам (наиболее характерны в
этом смысле взгляды Фрейи Асвюнн,
изложенные ей в книге “Leaves of Yggdrasil” (изд-во
“Weiser”) и статье “Seidr Magic”, впервые
опубликованной в журнале “Talking Stick”).
Часто сейд ошибочно называют “волшебством
вёльв” (voelva), хотя, если рассудить здраво,
техники, используемые вёльвами, являлись
всего лишь частью целого комплекса
древнегерманских магических практик (см.
главу “Шаманизм у индоевропейцев” в труде
Мирча Элиаде “Шаманизм: архаичные техники
экстаза”). Для того, чтобы хотя бы в общих
чертах понять смысл магии сейда, нам
необходимо выделить ее основные
составляющие, что мы и собираемся сделать в
этом эссе.
По тем немногим свидетельствам о сейде, которые мы можем подчерпнуть из исландских саг, можно судить о его сходстве с магическими практиками так называемых “примитивных культур”. Скорее всего, сейд был своеобразной адаптацией этих практик применительно к новому общественному укладу, возникшему после открытия агрономии, металлургии и, конечно же, религии. Однако сейд вряд ли можно назвать “религиозной практикой” - в современном понимании это больше всего похоже на практичную и прагматичную систему магических техник, столь характерную для обществ на ранней стадии развития. Вспомните скандинавские мифы, и вы поймете, что мы имеем в виду: в ту пору магические практики существовали для решения насущных и повседневных проблем, не имея никакого отношения к философскому или оккультному мировоззрению. Подобный взгляд на магию, далекий от концепции “тайного искусства для посвященных”, кажется нам более естественным и действенным; более того, он допускает возможность использования этих практик и в наши дни (что прекрасно проиллюстрировал Ян Фрайз в книге “Visual Practices and Helrunar” (изд-во “Mandrake”).
В связи с этим нам кажется вполне обоснованным применить слово “сейд” ко всей системе архаичных древнегерманских практик. С точки зрения уже упомянутого выше Яна Фрайза и Найджела Пенника (см. его “Practical Magic in Northern Tradition”), практикующие подразделялись на
Далее, Эдред Торссон в книге “Futhark and Runelore”, равно как и Фрейя Асвюнн в работе “Leaves of Yggdrasil”, утверждает, что в магические практики сейда входили такие техники, как гадание, оборотничество, искусство заклятий, вызывание мертвых и шаманские путешествия. Попробуем уточнить, что же именно они имеют в виду.
Элиаде считает, что скандинавские предсказательницы-вёльвы использовали свой дар по большей части для предсказания урожая или погоды.
В “Саге об Эйрике” рассказывается о церемонии гадания о грядущем урожае, которую проводит пророчица-спеакона (speakona). При этом она пользуется соответствующей одеждой и приспособлениями. Для вхождения в транс, во время которого ее душа странствует в поисках ответа, она прибегает к музыке и пению. Однако, можно предположить, что подобные гадания могли практиковать как женщины, так и мужчины, причем с несколько иными целями: имеющими отношение скорее к войне и набегам, нежели чем к сельскому хозяйству.
Что касается внетелесного опыта (“шаманских путешествий”), то здесь следовало бы упомянуть о том, что шаманская традиция имеет дело с двумя видами реальности – чувственной или повседневной реальностью и пространствами других миров. Поэтому в древнегерманской традиции такая важная роль отведена Мировому Древу, которое есть axis mundi, ось мира, соединяющая между собой различные шаманские миры. В совершенно разных культурах шамана называют “наездником”, который совершает путешествие при помощи определенной практики. Отсюда и сакральность лошади в германской культуре. Интересно, что само название Древа в скандинавской традиции – “Иггдрасиль” - переводится как “скакун Одина”. (Кстати, не является ли восьминогий сконь Одина, Слейпнир, воплощением Древа?)
На этом-то скакуне сейдмады и сейдкона совершают свои путешествия – вверх и вниз по стволу Древа, порой в разных обличьях…
Как Торссон, так и Элиаде считают оборотничество неотъемлемой частью сейда. Подобная боевая магия активно использовалась берсеркерами и им подобными воинами-шаманами. Войдя в особый транс, воин становился нечеловечески сильным, ловким, совершенно не чувствовал боли, подобно яростному животному. Найджел Пенник предположил, что большинство практик сейда основывалось на тотемической магии; отсюда, возможно, возникло поверье о преображении воина в медведя, волка или кабана.
Вообще, многие скандинавские божества имеют своих тотемических животных. Так, кошки ассоциировались с Фрейей, Один – с волком или вороном. В скандинавских мифах мы также встречаем множество упоминаний об оборотничестве – к примеру, Один, отправившись за медом поэзии, превращается в орла и змею; великан Тьяззи превращается в орла, чтобы похитить яблоки Идунн, а Локи, отправившись за ним в погоню, берет у Фрейи “соколиное платье”, и затем превращается то в блоху, то в рыбу. Можно предположить, что в данном случае, помимо вхождения в транс, “оборачивающийся” шаман создавал достаточно мощную визуализацию, которую, помимо него самого, могли видеть и окружающие.
Обращение к душам мертвых или путешествие к духам предков (то, что церковники окрестили “некромантией” или “черной магией”) также являлось частью сейда. В качестве примера подобных действий можно привести такие саги, как “Прорицание вёльвы” или “Заклинание Грои”.
За исключением нескольких поздних саг о героях, мы не находим особых упоминаний о том, что в практики сейда входило искусство заклятий или целительство. Однако Ян Фрайз предполагает, что такие вещи должны были иметь место, хотя относились они больше к сфере шаманизма, нежели чем к целительству или заклинанию духов в чистом виде.
Одной из характерных черт сейда (как, впрочем, и других архаичных практик) было активное использование сексуальной магии (как непосредственной, так и опосредованной, предполагавшей вхождение в транс при помощи каких-либо сексуальных практик). Естественно, что в концепции христианства, отрицавшей секс, эти выглядело грязным и постыдным, отсюда один из эпитетов сейда – “ergi”, “грязный”.
Археологические находки говорят о том, что до прихода древних германцев Скандинавию населяли другие, неиндоевропейские народы, находившиеся на стадии матриархата, занимавшиеся в основном, земледелием и охотой; мягкие и миролюбивые, принадлежавшие, по-видимому, к финно-угорским народам. В “Эдде” они известны под именем ванов, и германцы-асы, завоевав эти земли, ассимилировали часть их верований, что отразилось в предании о том, как ваны обучили асов искусству сейда. Естественно, что их верования в основном касались женских божеств природы и плодородия, а ритуалы представляли собой экстатические сексуальные мистерии.
Это еще раз подводит нас к значению лошади в скандинавских шаманских практиках. Лошадь почиталась многими до-индоевропейскими народами как воплощение плодородия и материнства, что опять-таки было заимствовано индоевропейскими завоевателями. Порой это поклонение доходило до того, что церковники прямо обвиняли вёльв и сейдкон в скотоложестве и сожительстве с лошадьми (см.К.Кроссли-Холланд, ”The North Myths”). То же самое относилось и к мужчинам-сейдмадам, которым приписали содомию.
Впрочем, взглянув на историю христианства, мы понимаем, что обвинения в сексуальных извращениях были и остаются у приверженцев этой религии самыми популярными - в чем только не обвиняли тех же средневековых еретиков. Скорее всего, причина кроется в старом добром “у кого что болит, тот о том и говорит” – то есть, проекции собственных скрытых, ненавистных желаний на окружающих…
Однако настоящая опасность заключалась не в этом. Это еще полбеды, если бы сейдмады действительно подставляли друг другу задницы… Но они осмелились достичь экстаза и наслаждения в этом плотском мире, в этой “греховной” жизни, они имели наглость изучать самих себя, пользоваться скрытыми способностями человеческого разума, с уважением относиться к традиции своих предков… И что самое страшное для христианства – они, сейдмады и сейдкона, преуспели в этом.
(оригинал находится на официальном сайте Фила Хайна - http://www.phhine.ndirect.co.uk)
2001 Перевод Shelley
Copyright ©2001 Seidr webzine