Sonne Hagal / :Of The Wand & The Moon:
(при участии Majdanek Waltz)
Москва, 19 октября 2008, к/ц "Дом"

Пролог
  
Бывает так, что лето пролетает мимо и, вроде солнце светило и грело, но в памяти не отложилось ни дня – все они слились в один серый поток, а солнечные лучи не оставили в душе тепла, но только «дежурную отметку в журнале». Бывает и иначе – дождливый прохладный воскресный день, за перевалом ночи уже чуется долгий недельный бег по пересеченной местности трудовой недели и, если бы не перспектива посещения концерта и шанс встретить старых знакомых и друзей, которых уже не видел ну очень давно, то все свое настроение можно смело нарисовать огромным количеством одной серой краски на такой же серой бумаге.

Введение (точнее, вхождение)
   Пропитанные моросящей небесной водой тропинки привели меня к дверям небезызвестного оплота альтернативной музыкальной культуры, т.е. в клуб «Дом», облюбованный многие лета как организаторами московских шумовых электронных концертов. На пороге уже стояло некоторое количество народа, но все по большей части из кругов музыкальных и около того (вроде меня). Дождавшись, времени, когда можно будет пройти внутрь помещения, я юркнул за металлическую дверь клуба, чтобы отметившись в листе приглашенных и поставив на руку чернильную печать «ДОМ» стать полноправным слушателем и смотрителем на назначенном господами из Indiestate и Seidr мероприятии. За неторопливыми разговорами со встреченными знакомыми я как-то не заметил что зал наполнился и многие ожидали начала концерта стоя. Пришлось усмирять свой порыв к общению из-за мелочных интересов не потерять занятое заранее место вместе с оставленной на нем сумкой. Устроившись в третьем ряду от сцены и заприметив заблаговременно подготовленную (поставленную под стул) пепельницу у соседа я задымил табак и стал терпеливо ждать начала концерта. С некоторой задержкой (довольно значительной, к слову) на сцену вышли…

Начало
   На сцену вышли ребята из
MAJDANEK WALTZ. Сегодня этот проект в Москве и СПБ представлять не нужно, так как за время своего существования группа сотоварищей из древнего русского города Рязани выпустила достаточное количество альбомов, отыграла множество концертов (мне вообще кажется что «майданеки» это одна из самых часто выступающих наших отечественных dark folk формаций) и завоевала доброе к себе отношение у слушателей.

Не хочется, чтобы то, что я сейчас скажу, воспринялось читателем как глумление над музыкантами, но не сказать не могу, так как в этом может и есть определенная часть шарма MAJDANEK WALTZ. Их сцена была похожа на кухню – старую советскую кухню, в которой в клубах дыма за стопкой другой уважающие друг друга интеллигенты, вернувшись из своих КБ и НИИ или заводских цехов, любили обсуждать всевозможные вопросы античной философии, лирику символистов и новые слухи из «вражеского голоса». Неизменная сигарета органично дополняла птичий профиль Павла – вокалиста, небольшая бутылочка коньяка с шоколадом под боком у скрипача – на сцене все правильно, все дышит особой атмосферой, так свойственной жанру. Сейчас перед моими глазами трек лист выступления, но я не чувствую себя в праве скрупулезно прослеживать ход выступления от песни к песне так как все оно слилось для меня в нечто одно монолитное и неразделенное, пропитанное духом символизма, атмосферой трагичности, состоянием обреченности и одновременно стойкого отношения к видимой перспективе упадка, которая насквозь поразила, как болезнь, души мирового «электората». Конечно же, когда я присутствовал в зале, то не думал о происходящем в подобных терминах, упаси меня Эрлик! Что можно думать и какие ощущения испытывать, слушая «Журавли»? Меня просто вдавило в сиденье и я, боясь нарушить очарование пролетающих в моем сознании вместе со словами песни образов, старался не шевелиться и как можно полнее прочувствовать это. Мое искреннее недоумение направленно в сторону неумолкающей публики, создающей бубнящий фон в зале. Жаль, что на подобное мероприятие приходят люди, которым плевать на музыку, музыкантов и слушателей.

Но невзирая, ни на что, видится мне, что выступление MAJDANEK WALTZ вполне удалось. Я бываю далеко не на всех их концертах, но с достаточной периодичностью, чтобы с полной ответственностью утверждать что данный проект со временем только повышает свои профессиональные качества, становится более интересным и, намеренно или нет, но ребятам каждый раз удается предложить слушателям все более и более качественный материал. Единственно о чем я сожалею, так это о том, что не прозвучала «Моя Свастика». Все понимаю, что данная песня выбилась бы из общего строя выступления, но все же… все же эксперименты с агрессивным звучанием у MAJDANEK WALTZ мне весьма импонируют. Ну, может в другой раз, когда концепт выступления будет не в разрез с подобным звучанием.

Середина
   В самой середине мероприятия было запланировано выступление проекта с длинным названием
:OF THE WAND & THE MOON:. На сцене появился доброго вида датчанин (Ким Ларсен) с причесанной клином рыжей бородой и выбритой до сверкающего блеска головой с гитарой, за ним следом вышел вокалист SONNE HAGAL, занявший место у синтезатора. Я заворожено следил за происходящим, так как именно с :OF THE WAND & THE MOON: было связано мое желание попасть на данное мероприятие.

Буквально с первых звуков почувствовалось, как изменилась атмосфера в зале. Киму удалось моментально завладеть вниманием слушателей. Его голос – спокойный и успокаивающий, расслабленный, местами вкрадчивый, всегда где-то на границе с шепотом – он неимоверно сильный, насыщенный, магнетизирующий. Простая формула, используемая г-ном Ларсеном в своем проекте, состоящая из: доли фоновой электроники, простого гитарного сопровождения и осторожного, но уверенного вокала – это я могу назвать своим идеалом в настоящем жанре. Музыка зачастую медитативна, ее атмосфера пропитана какой-то языческой теплотой и природностью, она не нарушает равновесия, а наоборот, каждым своим звуком утверждает это равновесие. Общее состояние спокойствия и некой пустотности не нарушается даже с включением в музыкальное полотно барабанной дроби (в исполнении товарища из SONNE HAGAL) и/или акцентированного гитарного ритма, при этом динамика композиции увлекает слушателя в подобие танца, когда появляется внутренняя потребность двигаться в такт. Общее ощущение от живого выступления :OF THE WAND & THE MOON: - полный восторг! В сравнении со студийными альбомами – вроде бы ничего принципиально не разнилось, но сила живого выступления заставляет бледнеть любой CD в данном случае.

Окончание
После выступления Кима Ларсена мне, по большому счету, было уже все равно, как выступит хэдлайнер, ибо хорошее настроение мне было бы уже испортить чертовски трудно. Честно признаться перед концертом я так и не смог вспомнить слышал ли я когда-либо
SONNE HAGAL (проклятое mp3, после которого не помнишь не только названий треков или альбомов, но и наименование самих прослушанных проектов – к черту mp3!!!), так что для меня они были «темной лошадкой», как бы ни стыдно мне это было признавать. Но, тем лучше для меня! Всегда приятно найти для себя что-то впечатляющее, а SONNE HAGAL это как раз тот самый случай. Они были как бомба. Если первая часть мероприятия прошла под девизом констатации факта некой обреченности, вторая часть стала неким гармонизирующим медитативным элементом, то третья часть это гимн апокалипсису. Все на сцене говорило об этом: суровые лица басиста и клавишника (для себя я их сразу отметил как Security), расчесанная надвое рыжая борода Кима Ларсена (синтезатор, перкуссия, ударные), выступавшего в составе SONNE HAGAL, подозрительно доброе лицо вокалиста, чей голос по магнетизму ни на йоту не уступал ларсеновскому, но был более концентрирован и не давал повода удалиться в медитацию. Но что меня особенно удивило и поразило так это необычная плотность и мощь концертного саунда проекта.

Не поленитесь и просмотрите запись композиции «Ragnarök», где это в какой-то степени можно прочувствовать (конечно, это не то что было на концерте для присутствовавших там, но хоть что-то). Дуэт с Ларсеном удался на славу! После окончания программного выступления SONNE HAGAL отыграли на бис еще композиции четыре, чем вызывали каждый раз бурные восторги слушателей, и ведь было за что. Также, к великой радости благодарных слушателей, SONNE HAGAL исполнили песню FORSETI «Eismahd». После окончания выступления я пошел к палатке с дисками в надежде прикупить что-то от SONNE HAGAL, но, как видно, не я один такой умный, но я медленнее соображаю и потому остался без «дичи».

Итог
Вот и прошла уже полновесная неделя, как мероприятие было закончено. Восторженные визги в моей душе улеглись, эмоции успокоились, но абсолютное позитивное отношение к проведенному времени за лицезрением живого творчества всех трех коллективов осталось, и в памяти моей я поставил глубокую зарубку «на все времена» о данном событии. Особо хочется отметить удивительно хороший звук в клубе, что бывает далеко не часто, видно обошлось не без вмешательства Вотана в процессе технического сопровождения выступлений.
В итоге 19-го числа второго месяца календарной осени в настоящем году – восьмом от миллениума – в культурном центре «Дом» состоялось событие, в рамках которого зрителям и слушателям были представлены даже не три музыкальных проекта, а три различных взгляда на жанр Dark Folk. Сизый от табачного дыма, пропитанный печалью и символизмом и неимоверно романтичный, личностный материал MAJDANEK WALTZ плавно перетек в мягкий мистический атмосферный фолк Кима Ларсена (:OF THE WAND & THE MOON:), сменившись далее в свой черед уверенными гимнами во славу пришествия Апокалипсиса в исполнении SONNE HAGAL – таково мое видение случившегося. Кто может, пусть скажет лучше, а мне же на последок остается еще раз сказать – МЕРОПРИЯТИЕ УДАЛОСЬ НА СЛАВУ!
   Выражаю огромную признательность генеральному устроителю данного мероприятия в лице Кирилла (Indiestate) за организацию и выбор проектов и персонально Wolfsblood за приглашение на концерт.

Fazgir, специально для "Сейда"

© 2008 скриншоты Wolfsblood

Copyright ©2008 Seidr webzine