Интервью с
Timothy Renner (Stone Breath)
by Jason Kesselring (журнал
Dagobert's Revenge)
Нашим читателям Тимоти Реннер, скорее всего, известен по дарк/эсид-фолковому проекту Stone Breath; однако человек этот долгие годы активно проявляет себя в сфере независимой музыки вообще. Начиная с экспериментаторов Mourning Cloak и закачивая традиционной американской музыкой The Spectral Light and Moonshine Firefly Snakeoil Jamboree - всюду Тимоти Реннер зарекомендовал себя как многообещающий и разносторонний музыкант.
Два его лейбла - Dark Holler (специализирующийся на традиционной музыке; адрес в интернете - http://www.somedarkholler.com) и Hand/Eye (все прочее) - распространяют малоизвестную эзотерическую музыку со всего мира.
Так же разнообразен и Реннер-музыкант: он играет на ситаре, дульцимере, гитаре и многом другом; впрочем, более всего он прославился своей волшебной игрой на банджо...
Когда Вы собрали Stone Breath? Что подтолкнуло Вас к этому?
- Где-то около 1995 года, не помню точно, когда именно, хотя, кажется, ближе к концу года. Я хотел сделать что-то полностью акустическое и, наверно, что-то более песенное. В ту пору я играл с проектом Cloud, который превратился в группу Mourning Cloak - всякие электрические инструменты, эффекты, шумы. Нет, там было что-то, напоминающее песни, но, все же, что-то более импровизационное и экспериментальное... И вот, однажды мне пришла в голову следующая мысль: ведь акустическая музыка, по сути своей, очень "земная" - знаете, естественная музыка, созданная шкурами, деревом, ветром, жилами, волосами и так далее... После этого электрическая музыка стала восприниматься как нечто "эфирное". Тогда, ради разнообразия, я решил заняться акустическая музыкой, и заодно - попробовать писать песни в привычном смысле этого слова. Так и возникла группа Stone Breath.
С чем у Вас ассоциируется название группы - "Дыхание камня"?
- С анимизмом. В моем понимании он не обязательно находится в оппозиции к другим формам мировоззрения.
Stone Breath исполняют традиционную
музыку? Или, если быть более точным, -
Ваша музыка относится к какой-либо традиции?
- Сложный вопрос. Очень двойственный - поскольку можно говорить как о традиционной музыке, так и о музыкальной традиции групп типа Stone Breath. Естественно, в нашем творчестве есть элементы традиционной музыки, однако то, что мы делаем, может повергнуть в недоумение многих приверженцев традиционного фольклора, а именно: соединение народных мотивов поселенцев Среднего Запада Северной Америки с ближневосточными инструментами. В то же самое время, подобными вещами занимались и другие группы со времен The Incredible String Band. Также, в какой-то мере нас можно отнести и к субкультуре психоделической и экспериментальной фолк-музыки, а такие коллективы, как The Incredible String Band или Pearls Before Swine, во многом определили наше звучание. Так что, в той или иной мере, мы играем "традиционную" музыку...
В последние годы поднялась новая волна фолк-андерграунда. Много всяких групп... чья-то музыка мне нравится, чья-то - нет; с одними я сдружился, а с другими - напротив... Раньше мне казалось, что Stone Breath отчасти входят в это течение, однако опыт доказал противоположное. У нас совершенно иной подход к жизни и музыке. Мы сделаны из другого теста. Это не значит, что мы лучше. Конечно же, нет. Просто мы полностью отличаемся от остальных команд. Быть может, дело в возрасте: мы собрались вместе немногим раньше, в 1995 году. А может, я просто боюсь показаться тем, кто стремится "играть в стиле" - нам это не кажется "стилем", просто мы так звучим.
Когда Вы начали заниматься музыкой?
- Примерно тогда же, когда впервые начал записывать и микшировать кассеты со всякими сумасшедшими звуками. Начал поздновато, лет в 20, но "подсел" на это так крепко, что в конце концов даже получилось нечто, что понравилось мне самому. Немного позже Поль Шаве (Tranquil, Mourning Cloak) показал мне, как работать с четырехдорожечной студией, которая, в определенном смысле, сама по себе является инструментом. А потом все эти вещи каким-то образом сплелись в одно целое, и в один прекрасный день я стал учиться делать что-то более удобоваримое.
Вы имеете в виду музыкальное образование?
- Нет, у меня нет академического музыкального образования. В свое время я взял несколько уроков игры на банджо в стиле "блюграсс" (примечание переводчика: классическая разновидность американской фольклорной музыки "кантри", корнями своими уходящая в ирландский и английский фольклор. Характерными для блюграсса инструментами являются банджо или мандолина, а также скрипка-"фиддл", техника игры на которой сходна с техникой ирландских скрипачей), но, вообще, блюграсс мне играть совершенно не хотелось. Я все ставил своему учителю кассеты со старыми записями банджо, в стиле "клохеммер" (примечание переводчика: особая техника игры на банджо, когда на кончики пальцев правой руки одеваются небольшие металлические "когти"-плектры, которыми и извлекается звук), - вот, мол, вот как я хочу играть! Наконец учитель не выдержал и заявил: "Я понятия не имею, как играть в этом стиле. Сходи к Бобу Букингему!" Я так и сделал. Боб показал мне основную технику, так что ему я обязан гораздо больше, нежели чем другим, за исключением, разве что, Придвин (одна из членов Stone Breath). Опять же, Боб не столько учил меня, сколько просто указал верный путь. Так что "уроков" в обычном смысле не было - я просто сидел рядом, слушал и смотрел. А потом учился сам.
Вы упомянули о психоделии. Скажите, насколько она вписывается в Вашу музыку, традиционную по сути своей?
- Суть "психоделической" музыки - точно так же, как и "экспериментальной" - заключается в отсутствии границ. Применительно к своей музыке я придаю этим словам одинаковый смысл. Мне кажется, что это позволяет мне избавиться от ограничений, которые накладывает любая традиция - если, конечно, я не принимаю эти рамки по собственному желанию.
То есть, Вы пытаетесь уравновесить традицию и современность?
- Да, наверно, но только в том смысле, что при этом я обращаюсь к вечным вещам. Я играю народную музыку, а значит - я самоучка, без академического образования; это далеко не тот "фолк-арт" или "фольклорная музыка", к которому привыкло большинство. Я народный музыкант, и для самовыражения я использую все, что вижу вокруг. Так получилось, что я живу в XXI веке, так что вокруг меня - электричество, магнитные кассеты, CD-рекордеры и тому подобное. Тем не менее, если в моей песне вы слышите одновременно и гопичанд и банджо - так это потому, что мне нравится, как они звучат вместе, а не потому, что хочу сделать какое-нибудь очередное пост-модернистское политическое заявление о взаимосвязи Аппалачских гор и Индии.
Что Вы можете сказать по поводу
"социального заказа" на создание "оригинальных" произведений искусства?
В течение тысяч лет нам было достаточно обычных народных песен, а сейчас,
похоже, каждый стремится написать что-то свое...
- Не знаю, что движет другими, так что скажу за себя. Для самовыражения и экспериментов у меня есть разные группы. Скажем, в The Spectral Light & Moonshine Firefly Snakeoil Jamboree мы интерпретируем традиционную музыку в соответствии с нашими вкусами. Впрочем, музыковеды, наверно, не считают нашу музыку настолько уж традиционной - в конце концов, мы часто нарушаем каноны исполнения и играем на инструментах, не являющихся частью культуры Аппалачской гряды. Stone Breath чаще всего использует оригинальную музыку. Впрочем, если нам нравится народная песня или же вещи других групп, мы сыграем и их. Так почему же я сочиняю собственные песни? Все очень просто - традиционные песни не могут выразить все мои мысли и чувства. Безусловно, есть и такие исполнители, которые, похоже, с помощью народной музыки могут передать свои тончайшие чувства и настроения, но увы, я не принадлежу к их числу. Для этого надо как-то, что ли, вжиться в песню, а я так не умею. Но, впрочем, я очень люблю всякие истории, изложенные в балладах, так что стараюсь играть их очень тщательно - даже если это просто мотив, наигранный на скрипке-фиддл, в таком случае я задумываюсь над названием и сам сочиняю легенду, скрытую за нотами...
Да, нынешний мир теряет множество традиций. Не только музыку. Сельское хозяйство, охоту, календарный цикл... Они ускользают от нас. Можно только надеяться, что отдельные вдохновенные личности сохранят их. Кстати, мне совсем не хочется, чтобы традиционная музыка стала вновь популярной. Тогда она быстро превратиться в вялое, размытое, радиоформатное месиво. Оставьте ее посвященным, хранителям, не отдавайте на растерзание поп-культуре.
Какова задача Вашего лейбла Dark Holler?
- Вообще-то лейблов два. Раньше я концентрировался на Dark Holler, который занимается народной, традиционной музыкой. Hand/Eye, который я создал намного позже Dark Holler, ориентирован на более психоделическое, экспериментальное звучание. Однако, если раньше оба лейбла отдавали предпочтение фольклорной музыке, то сейчас, похоже, сфера интересов расширяется...
Dark Holler, как я уже сказал, изначально был направлен на традиционную американскую музыку - как что-то новое, так и переиздания старых вещей. Первым релизом был дебютный CD The Spectral Light & Moonshine Firefly Snakeoil Jamboree "Scarecrow Stuffing", затем - альбом Bob Buckingham and Friends “My Friend is a Mule in the Mines”. И то и другое, с небольшими исключениями, - американская фольклорная музыка. Третьим релизом стал трехдюймовый мини-CDr The Spectral Light & Moonshine Firefly Snakeoil Jamboree "The Gravedigger's Lament and the Unquiet Dead", предваряющий выход одноименного двойного альбома на "September Gurls/Acony Bell". Совсем недавно мы выпустили CD Терри Эрла Тэйлора, английского исполнителя на банджо, под названием "Another Time". В ближайшем будущем мы планируем издавать как традиционный фольклор, так и более академическую музыку, дабы еще раз подтвердить свою репутацию и эстетику "гробокопателей".
Hand/Eye в настоящее время ушел в дебри психоделическо-экспериментального фолка, а порой забирается и на территорию рок-музыки. Здесь вышли второй и третий альбомы Stone Breath - "Lanterna Lucis Viriditatis" и "A Silver Thread to Weave the Seasons"; альбом Ring "Great Lonely Mood": этот психоделическо-фольклорный проект - дело рук Филипа Андерсена из Норвегии. Недавно Hand/Eye представили дебютный альбом "The Transparent World" мультиинструментального трио Barlow/Petersen/Wivinus из Миннеаполиса, играющих в стиле "свободная импровизация". А предпоследний, десятый, релиз - это двойной сборник "Hand/Eye". Вряд ли можно найти подходящее имя для стилистики этих групп, собранных со всего мира: психоделия, вирд-фолк, эсид-фолк, экспериментальный фолк, астральный фолк - называйте, как хотите, имена говорят сами за себя: Amps for Christ, In Gowan Ring, Sarada, Peter Scion, The Iditarod, Alasdair Roberts, Stone Breath, Greg Weeks, Currituck County, Ring, Witch-Hunt, Acid Mothers Temple & The Melting Paraiso UFO, Prydwyn, Fit & Limo, Martyn Bates, Kemialliset Ystavat, Drekka, Tinsel, Fursaxa, Timothy the Revelator, Skye Klad, Pelt, Diana Obscura, Dead Raven Choir, Mason Jones, Salamander...
Все это делается для того, чтобы облегчить жизнь нашей аудитории - вот на этой полке у нас фольклор, а на этой - психоделия. Ведь понятное дело, что некоторым из слушателей не захочется мешать все это в одну общую кучу.
А какую музыку предпочитаете Вы?
- Из новых групп - немецкие эсид-фолки Fit & Limo. А так из современной фолк-музыки почти ничего не слушаю. Люблю команды типа Bardo Pond или Dead Meadow, и прочих подобных экспериментаторов. Ну и, конечно, классика - для меня она простирается от Тома Рэппа до Joy Division. Слушаю много традиционной фольклорной музыки Северной Америки - всякие там полевые записи и старые пластинки на 78 оборотов, баллады, госпелз, кантри-блюз, и так далее...
Кем были Ваши предки?
- Отец - из Западной Виргинии. Я сейчас как раз занялся генеалогией; похоже, что в Западную Виргинию они прибыли по тракту Коннектога Вэгон из Пенсильвании, из того же самого района, где сейчас живу я. А так вообще-то - из Австрии.
Мать моего отца принадлежала к роду шотландских масонов. Отец иногда вспоминал, как его дяди ездили в Шотландии для участия в особых ритуалах. Кстати, эта фамильная линия также прослеживается на территории Пенсильвании. Из самых ранних представителей этого рода можно назвать полковника Элайджу Робоссона, который воевал под непосредственным командованием Джордж Вашингтона.
По материнской линии мои предки были католиками: немцы, валлийцы и ирландцы. Одним из самых старых родственников в этой линии был некто по имени Александр Лав, или Адмирал Лав, по другим источникам, - первый коронер в графстве Йорк, причем в том же самом районе, где живу я. Правда, интересно? Когда я сюда переехал, то ничего об этом не знал, хотя место это мне всегда нравилось. Меня влекло сюда с самого детства.
Мне кажется, что в Ваших стихах
прослеживается влияние старинных американских гримуаров, вроде,
к примеру, "Старого Забытого Друга". Насколько Вы знакомы с этой традицией?
- Очень хорошо. В семье моей жены были целители "пау-вау". Я могу долго рассказывать об этом, особенно после этих ужасных книг, в которых "ведьмовских докторов" со Среднего Запада называют последователями "языческих традиций" и “викка”. Ничего подобного. Это просто народная магия христиан. А уж "Старого Забытого Друга" и вовсе написал католик.
Вообще, история Пенсильвании богата проявлениями мистического и оккультного христианства: Иоганн Кельпиус и "Общество Женщин в Пустыне", Конрад Байссель и "Обитель Евфрата", Хохман и "Старый Забытый Друг". Это очень сильно повлияло на мою лирику, музыку и все прочее.
На одном из Ваших последних альбомов Вы поете о разных мифологических персонажах (Озирис, Люцифер, тамплиеры и так далее). Вы считаете, что использование именно этих форм вместо чего-нибудь более мирского помогло вам открыть какие-то новые тайны?
- Что-то открылось. После выхода этого альбома я познакомился с очень важными для меня людьми, не говоря уже о том, что принял несколько решений, в корне изменивших мою жизнь. Думаю, что однажды мы с Придвин напишем книгу, непосредственным образом основанную на идеях, изложенных на альбоме "Lanterna Lucis Viriditatis". Остальные наши альбома более индивидуальные, что ли: такие песни и размышления о природе. Из-за этого нас часто обзывают какими-то “викка” или там ”неоязычниками”, каковыми мы не являемся. Этот же альбом – констатация того, чем мы являемся – или являлись – в тот период времени. Во всех этих образах и мифах определенно есть какая-то мощь.
По-моему, так или иначе, на протяжении всей истории человечества фольклор и оккультизм часто шли бок о бок друг с другом. Старинные песни вроде “Nottamun Town” или “Tam Lin” несут в себе оккультный смысл, не всегда понятный случайной аудитории… Как Вы думаете?
- Думается мне, что, с одной стороны, людям гораздо интереснее слушать, как Бродяга Дэви наложил чары на владелицу поместья, а не скучную историю о том, как одна помещица, которой надоели дом и семья, сбежала с черноглазым красавцем. С другой, народные песни должны поучать, и вполне возможно, что в них передаются представления о народной магии и традициях. А то, что эти вещи скрыты – в этом нет ничего странного. Умный человек поймет все сам, а исполнитель избежит проблем – с законом или с обществом – в конце концов, он просто пел песню…
Можно ли соединить народную музыку и электрический рок?
- Конечно. Это уже происходит. Я не имею в виду "фолк-рок" - здесь, за некоторыми исключениями, мы имеем дело с плохим фольклором и еще более худшей рок-музыкой - я говорю о независимых домашних записях DIY (примечание переводчика: "do it yourself" - "сделай сам") и других подобных вещах. Мне кажется, что этого добились те же Amps for Christ: электрический и электронный фолк. Да и не только они, по большому счету - просто эта команда пришла мне на память первой.
В чем заключается Ваша миссия как исполнителя народной музыки?
- Писать музыку для тех, кто может ее услышать. Вот и все, пусть даже аудитория составит несколько человек. Я не настолько глуп, чтобы считать, будто моя музыка когда-нибудь станет популярной. Впрочем, большая часть музыки, которую я слушаю, никогда не пользовалась особой популярностью. Я делаю то, что могу, и если это вдохновит кого-то на то, чтобы написать песню, или что-нибудь нарисовать, или же кто-нибудь через 30 лет найдет мой диск и ему понравится пара песен оттуда, или же кто-то сделает нечто подобное – вот тогда я действительно счастлив.
дискография:
The Spectral Light and Moonshine Firefly Snakeoil Jamboree:
Stone Breath:
"Songs of
Moonlight and Rain" CD (Camera Obscura)
"A Silver
Thread to Weave the Seasons" CD (Camera Obscura) (переиздан
на Hand/Eye)
"Lanterna Lucis
Viriditatis" CD (Hand/Eye)
Mourning Cloak:
"In Dreams You See" CD (Mindfield)
© 2003
перевод, комментарии Shelley
Copyright ©2003 Seidr webzine