Интервью с Вячеславом (Svalbard / Erde)
https://myspace.com/svalbardofficial
https://www.facebook.com/svalbard.belarus


Начнем пожалуй нашу беседу с классического вопроса - как и почему появился Svalbard?

   Приветствую! Svalbard, в том виде, в котором он знаком слушателям, появился после нескольких лет стилистических блужданий, периода отсечения различного рода музыкальных атавизмов и нахождения более – менее близкой мне музыкальной формы выражения. Сейчас, когда издано два полноформатных альбома, я отчетливо вижу, что все эти процессы так и остаются для Svalbard актуальны))) Весь материал Svalbard - это постоянный поиск. Возможно именно поэтому музыка проекта и представляет для кого-то интерес.
Записывая первое инструментальное демо, я просто хотел задокументировать для себя моменты чисто технического плана, которым я научился за определенный промежуток времени. Это демо я отослал только в журнал
Stigmata, редакция которого тепло восприняла демо записи моего самого первого проекта Einsamkeitborg, послушав которые редактор журнала Игорь Матюнов предложил мне выступить на первом фестивале Crivia Aeterna. Тогда я совершенно не представлял себя на сцене, а придумывать что-то на ходу времени не было. Когда он вновь предложил мне выступить на уже втором фестивале и уже со Svalbard, я решил попробовать. Выход из ситуации с материалом для выступления, который был инструментальным был найден в виде попыток декламации стихов плюс кавер на песню “Das Schicksal” Orplid. Я практически ничего не помню о том выступлении. Сразу перед выходом я хотел просто убежать, но три пачки сигарет, выкуренных за день и дрожь в коленях лишили меня возможности бегать)) Я очнулся уже за сценой, когда все закончилось. То, что в меня не полетело ни одной бутылки во время выступления вселяло оптимизм, хотя я понимал, что все было, мягко сказать, слабо. Потом произошло мое знакомство с творчеством Derniere Volonte, которое дало мне четко понять, что наличие в песне акустической гитары и народных духовых инструментов это не догма и можно выражать свои музыкальные идеи в более вольном ключе. Тут и начались те самые процессы отсекания лишнего и результатом стала запись EP “Treue Vaterland Jugend”.
А на вопрос “почему появился Svalbard?”, я однозначно ответить не могу, хотя сам часто им задаюсь)).

Второй участник Svalbard всегда в тени - кто он и за что отвечает в группе?

  Мы начинали вместе с сокурсником K.S., который выступал в качестве автора текстов. К музыке я никого не подпускал, хотя сейчас и понимаю, что это была ошибочная позиция. Однако Слава (K.S.) понимал, что его задача как автора лирики важна равнозначно. До этого он не занимался музыкой и при этом понимал, что ему придется учиться всему с нуля, а это дело не одного года. Поэтому было принято решение о закреплении за ним роли автора текстов. Здесь я бы хотел отметить песню “The Song For My Land”, одну из первых, написанных K.S. для Svalbard. - это тот редкий случай для меня, когда музыка была написана на уже готовый текст и под впечатлением от него. Многие слушатели отмечают ее как наиболее удачную песню Svalbard.
Позже, в 2009 во время работы над “Heimkunft” меня познакомили с Александром Черняковым, с тех пор он помогает с барабанами и гитарой во время живых выступлений, также он записывал гитарные партии для альбома “Der Letzte Blick Zurück”. Я очень признателен этим камрадам за все, что они делают для Svalbard. Сейчас K.S. живет в Минске, и времени на творчество у него практически нет. С Сашей мы живем в соседних домах и координировать совместную работу нам проще. Кроме творчества нас объединяют прекрасные дружеские отношения.

В вашем родном Гомеле у группы много поклонников?

  Не думаю, знаю что есть, но немного))

Музыкальная сцена в Беларуси - какие проекты ты мог бы рекомендовать нашим читателям?

  Я бы порекомендовал прекрасный ethno ambient/martial проект из Могилева Pragnavit и новый neofolk проект Воиста Anafielas, совместный Белорусско-Российский folk ambient проект Hvarna, экспериментаторов Essa. Также хороший потенциал у молодого проекта Sevast, с которым мы даже поработали вместе и, надеюсь, посотрудничаем еще. Ребята делают только первые шаги, но думаю, что в конечном итоге это будет очень интересный проект .

С какой группой тебе хотелось бы выступить на одной сцене?

  Так получилось, что в 2009-м году хэдлайнерами фестиваля Crivia Aeterna были Barditus, основанные Uwe Nolte на осколках Orplid. Мы выступали сразу перед ними. В тот раз этот вопрос и решился. А вообще во время выступления Svalbard я стараюсь попутно открывать для себя что-то новое и интересное. Так произошло с Moon Far Away, Majdanek Waltz и Donis, чье творчество по настоящему я полюбил после того, как побывал на их выступлениях.

Кроме Svalbard у тебя появилось еще два новых интересных проекта - Erde и Vintersolverv. Расскажи о них...

   Да, семья Kaswa Studio растет. Erde появился в 2012 году. И причиной тому стали кардинальные перемены в моей жизни. У меня появилась семья и родился сын. Эти события вдохновляли, хотя времени на занятия музыкой практически не было. Появились первые наработки, совсем сырые. Я поймал себя на мысли, что процесс записи происходил легко, в отличии от работы над “Der Letzte Blick Zurück” Svalbard. Я захотел во что бы то ни стало сохранить эту легкость. Единственным выходом был отказ от оглядки на предыдущие релизы и работа в более свободной форме. Так и было принято решение о том, что это будет уже не Svalbard. Работа над альбомом “Böse Zeit” закончилась спустя полтора года в декабре 2013-го, тогда же на Crivia Records вышел интернет сингл “Der Wind” (Yule single), скачать и послушать который можно на этой странице.
Этот сингл хорошо отражает музыкальные тенденции всего альбома, в котором много совместных треков. Так, помимо представленных на сингле совместных треков с Sevast и Majdanek Waltz, на пластинке будут коллаборации с Moon Far Away, Pragnavit и Анастасией (Emphavoice), с которой мы уже работали вместе – это она любезно согласилась спеть партии женского вокала в песне “Развiвайся, сыры дубе”. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех, кто согласился принять участие в работе над альбомом за их профессионализм, оперативность и ответственный подход к работе и выразить надежду на то, что впереди у нас еще будет возможность поработать вместе. Сейчас заканчивается работа над оформлением, которое нам помог выполнить Игорь Матюнов, также автор обложек “Heimkunft” и “Pahonya” Svalbard.
Juris Silders, координатор Steinklang Industries, лейбла, на котором запланирован выход альбома заверил, что сразу по окончании работы над оформлением диск пойдет в печать, надеюсь, что скоро альбом наконец выйдет.
Vintersolverv возник спонтанно зимой 2014 года. Работа над “Böse Zeit” была очень интересной, я многому научился, в том числе и у тех коллективов, с которыми сотрудничал. Первоначальная цель организации записи так, чтобы процесс не превратился в рутину была достигнута, и по окончании я не чувствовал опустошения. Хотелось попробовать еще что-то новое для себя. Новым для меня, как это часто бывает, оказалось хорошо забытое старое – моя давняя любовь к Empyrium, Tenhi, Ulver, Nest… В свое время эта музыка открыла для меня способность видеть красоту природы и полюбить ее. Именно природе, Ее Красоте и Величию посвящена музыка Vintersolverv. Это спокойные меланхоличные инструментальные зарисовки. Никаких криков и барабанного боя, - только фортепиано, гитара, смычковые струнные инструменты и чуть эмбиента.

Музыкальные рамки Svalbard оказались слишком узки для тебя?

   Я бы сказал, что каждый новый проект дает новые ощущения, это новый вызов, источник творческой подпитки.

На каком этапе находятся сейчас оба этих проекта и сможем ли мы увидеть их в живую?

   Как было сказано ранее, “Böse Zeit” Erde вплотную готовится к изданию, работа над “Taushet” Vintersolverv идет достаточно активно, если обстоятельства позволят осуществить задуманное, то планирую к осени закончить. Erde однозначно будем представлять публике в живую, а вот Vintersolverv - это чисто студийный проект.

Были ли предложения о выступлениях в России и других странах?

  Да, были предложения, по разным причинам приходилось отказываться - когда-то не позволяли семейные обстоятельства, когда-то другие причины.. Да и самому мне гораздо ближе процесс студийной работы нежели выступления. С одной стороны выступления очень заряжают и вдохновляют, а с другой для меня они сопряжены с колоссальным стрессом, с которым я так и не научился справляться.

Не могу не коснуться болезненной для всех нас темы – событий происходящих на Украине...
Если бы тебе предложили выступить на майдане, ты согласился бы? Как вообще жители Беларуси относятся к событиям в этой стране?

  Да, это тяжелая тема. Когда все только началось, я воспринимал эти события достаточно спокойно – ведь это не первый Майдан в истории современной Украины, и самое главное, события 2004 года показали, что он результативен, произошла реальная смена власти, без крови. Выступать там я бы не стал, потому что это судьба другого народа, который занял активную гражданскую позицию, максимум, который я бы мог со своей стороны сделать для братского народа – это с уважением отнестись к его выбору. Те события, что происходят на Украине сейчас вызывают у меня чувство горечи и тревоги. Началась резня, а потоки лжи с разных сторон только усугубляют её, мне больно смотреть на это. Думаю, что большинство белорусов разделяют мое мнение.

Названия проектов Svalbard и Vintersolv связаны со Скандинавией - что тебя в ней привлекает?

  Любовь к северной природе я ношу в сердце давно, с самого детства меня привлекали бесконечные снежные поля, низкие свинцовые тучи и величественные леса, полные немого сурового очарования. Наверное это пришло еще с первыми услышанными скандинавскими сказками и легендами, в детстве они были самыми любимыми. Для меня Север – это Колыбель Духа. Я не знаю, какой была “Потерянная Европа”, но точно уверен в том, что скалы и вековые деревья никогда не лицемерили и остались прежними.

Что ты думаешь о современной Скандинавии и вообще о Западной Европе?

   Думаю, что отдаленные районы современной Скандинавии, лишенные симптомов урбанистической эрозии, по прежнему полны сдержанной северной красоты. А о Западной Европе сами за себя говорят итоги Eurovision 2014 :-). А если быть серьезным, то результаты политики глобализации меня мало вдохновляют - места убеждениям больше нет, потребителю не нужны убеждения, за него уже все решили.

Думаю все, кто тебя видел, отметили твою накаченную мускулатуру - ты посещаешь спортзал, занимаешься каким-либо видом спорта?

  Я стараюсь регулярно посещать спортзал для поддержания формы, но каким-то конкретным видом спорта не занимаюсь.

Расскажи поподробнее о треке Svalbard “Пагоня”. Как возникла идея его создания и как его восприняли ваши патриоты-националисты?

  “Пагоня” – самая неоднозначная песня Svalbard, наверное, когда я брался за нее, то представлял степень ответственности не до конца, возможно тогда я был еще не совсем готов для работы над такими песнями - много чего хотелось бы исправить в техническом плане. Слишком сильная энергетика у произведения Богдановича, этот заряд захватил меня настолько сильно, что не позволил в должной степени сосредоточиться. Восприняли песню тоже неоднозначно, но по большей части положительно. Критики было достаточно, но она была в основном справедливой, а патриотам понравилась.

Какое значение для тебя имеет белорусский язык, общаешься ли ты на нем с людьми у себя в Гомеле
или все-таки основной язык общения все равно русский? Какое место в твоей жизни занимает белорусский язык?

  Белорусская мова – это важнейший критерий национального самоопределения, и его показатели отражают очень нездоровую ситуацию – Нация спит… Отношение к родной речи у большого количества людей варьируется от пренебрежительного до брезгливого. И это страшно. В пику этим людям появляются реакционные носители языка, которые, в свою очередь, формируют отношение к вещи первичной и естественной как к оппозиционной, что в корне не верно. Я говорю, в основном, на русском языке, не стану лицемерить, однако родной язык не забываю и знаю его, в дальнейшем буду стараться, чтобы сын тоже знал что именно этот язык является его родным и любил его.

Почему большинство записей Svalbard было выпущено за границей? Будет ли продолжено сотрудничество с лейблом Crivia Records?

  Так получилось, что когда материал для “Heimkunft” был готов и я отослал его Кириллу из Der Angriff, он был в отъезде и не смог ответить. Я отправил еще несколько писем в течение последующих месяцев, но ответа также не было. Я подумал, что Der Angriff больше не заинтересованы в издании. В то же время Михаэль, основатель Lichterklang написал мне и предложил издать пластинку, перед этим я еще раз написал Кириллу, однако ответа опять не последовало. Как выяснилось позже, уже когда альбом был выпущен на Lichterklang, у Кирила действительно не было возможности ответить и он прочитал все письма после возвращения из поездки, однако дело уже было сделано.
Мы тесно сотрудничаем с вебзином
Stigmata и лейблом Crivia Records, однако политика CR более ориентирована в сторону фолка и корневой музыки, к которой музыку Svalbard можно отнести лишь с натяжкой.

Какие твои ближайшие планы, когда слушателям ожидать выхода твоих новых альбомов?

  В ближайшее время будут новости о выходе альбома Erde на Steinklang Industries, а демо версию одного из треков Vintersolverv можно будет услышать на готовящемся к выходу сетевом сборнике Sulphur Flowers.

И по традиции – твои пожелания читателям Seidr...

  Большое спасибо! А читателям Seidr я желаю главного, на мой взгляд, в этой жизни – ВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ! А еще я бы хотел обратиться к тем людям, которым нравится музыка Svalbard и поблагодарить их. Да, музыканты занимаются музыкой потому что не могут иначе, но смысл все это приобретает только благодаря Вам!
 

© интервью Wolfsblood, май 2014

Copyright ©2014 Seidr webzine