Интервью с Вячеславом (Svalbard
/ Erde)
Начнем пожалуй нашу
беседу с классического вопроса - как и почему появился Svalbard?
Приветствую! Svalbard, в том виде, в котором он знаком слушателям, появился
после нескольких лет стилистических блужданий, периода отсечения различного рода
музыкальных атавизмов и нахождения более – менее близкой мне музыкальной формы
выражения. Сейчас, когда издано два полноформатных альбома, я отчетливо вижу,
что все эти процессы так и остаются для Svalbard актуальны))) Весь материал
Svalbard - это постоянный поиск. Возможно именно поэтому музыка проекта и
представляет для кого-то интерес.
Записывая первое инструментальное демо, я просто хотел задокументировать для
себя моменты чисто технического плана, которым я научился за определенный
промежуток времени. Это демо я отослал только в журнал
Stigmata,
редакция которого тепло восприняла демо записи моего самого первого проекта
Einsamkeitborg, послушав которые редактор журнала Игорь Матюнов предложил мне
выступить на первом фестивале Crivia Aeterna.
Тогда я совершенно не представлял себя на сцене, а придумывать что-то на ходу
времени не было. Когда он вновь предложил мне выступить на уже втором фестивале
и уже со Svalbard, я решил попробовать. Выход из ситуации с материалом для
выступления, который был инструментальным был найден в виде попыток декламации
стихов плюс кавер на песню “Das Schicksal” Orplid. Я практически ничего не помню
о том выступлении. Сразу перед выходом я хотел просто убежать, но три пачки
сигарет, выкуренных за день и дрожь в коленях лишили меня возможности бегать)) Я
очнулся уже за сценой, когда все закончилось. То, что в меня не полетело ни
одной бутылки во время выступления вселяло оптимизм, хотя я понимал, что все
было, мягко сказать, слабо. Потом произошло мое знакомство с творчеством
Derniere Volonte, которое дало мне четко понять, что наличие в песне
акустической гитары и народных духовых инструментов это не догма и можно
выражать свои музыкальные идеи в более вольном ключе. Тут и начались те самые
процессы отсекания лишнего и результатом стала запись EP “Treue Vaterland Jugend”.
А на вопрос “почему появился Svalbard?”, я однозначно ответить не могу, хотя сам
часто им задаюсь)).
Второй участник Svalbard всегда в тени - кто он и за что отвечает в группе?
Мы начинали
вместе с сокурсником K.S., который выступал в качестве автора текстов. К музыке
я никого не подпускал, хотя сейчас и понимаю, что это была ошибочная позиция.
Однако Слава (K.S.) понимал, что его задача как автора лирики важна равнозначно.
До этого он не занимался музыкой и при этом понимал, что ему придется учиться
всему с нуля, а это дело не одного года. Поэтому было принято решение о
закреплении за ним роли автора текстов. Здесь я бы хотел отметить песню “The
Song For My Land”, одну из первых, написанных K.S. для Svalbard. - это тот
редкий случай для меня, когда музыка была написана на уже готовый текст и под
впечатлением от него. Многие слушатели отмечают ее как наиболее удачную песню
Svalbard.
Позже, в 2009 во время работы над “Heimkunft” меня познакомили с Александром
Черняковым, с тех пор он помогает с барабанами и гитарой во время живых
выступлений, также он записывал гитарные партии для альбома “Der Letzte Blick
Zurück”. Я очень признателен этим камрадам за все, что они делают для Svalbard.
Сейчас K.S. живет в Минске, и времени на творчество у него практически нет. С
Сашей мы живем в соседних домах и координировать совместную работу нам проще.
Кроме творчества нас объединяют прекрасные дружеские отношения.
В вашем родном Гомеле у группы много поклонников?
Не думаю, знаю что есть, но немного))
Музыкальная сцена в Беларуси - какие проекты ты мог бы рекомендовать нашим читателям?
Я бы порекомендовал прекрасный ethno ambient/martial проект из Могилева Pragnavit и новый neofolk проект Воиста Anafielas, совместный Белорусско-Российский folk ambient проект Hvarna, экспериментаторов Essa. Также хороший потенциал у молодого проекта Sevast, с которым мы даже поработали вместе и, надеюсь, посотрудничаем еще. Ребята делают только первые шаги, но думаю, что в конечном итоге это будет очень интересный проект .
С какой группой тебе хотелось бы выступить на одной сцене?
Так получилось, что в 2009-м году хэдлайнерами фестиваля Crivia Aeterna были Barditus, основанные Uwe Nolte на осколках Orplid. Мы выступали сразу перед ними. В тот раз этот вопрос и решился. А вообще во время выступления Svalbard я стараюсь попутно открывать для себя что-то новое и интересное. Так произошло с Moon Far Away, Majdanek Waltz и Donis, чье творчество по настоящему я полюбил после того, как побывал на их выступлениях.
Кроме Svalbard у тебя появилось еще два новых интересных проекта - Erde и Vintersolverv. Расскажи о них...
Да,
семья Kaswa Studio растет. Erde появился в 2012 году. И причиной тому стали
кардинальные перемены в моей жизни. У меня появилась семья и родился сын. Эти
события вдохновляли, хотя времени на занятия музыкой практически не было.
Появились первые наработки, совсем сырые. Я поймал себя на мысли, что процесс
записи происходил легко, в отличии от работы над “Der Letzte Blick Zurück”
Svalbard. Я захотел во что бы то ни стало сохранить эту легкость. Единственным
выходом был отказ от оглядки на предыдущие релизы и работа в более свободной
форме. Так и было принято решение о том, что это будет уже не Svalbard. Работа
над альбомом “Böse Zeit” закончилась спустя полтора года в декабре 2013-го,
тогда же на
Crivia Records
вышел интернет сингл “Der Wind” (Yule single), скачать и послушать который можно
на этой
странице.
Этот сингл хорошо отражает музыкальные тенденции всего альбома, в котором много
совместных треков. Так, помимо представленных на сингле совместных треков с Sevast
и Majdanek Waltz, на
пластинке будут коллаборации с Moon Far
Away, Pragnavit и Анастасией
(Emphavoice), с которой мы уже работали вместе – это она любезно согласилась
спеть партии женского вокала в песне “Развiвайся, сыры дубе”. Пользуясь случаем,
я хотел бы поблагодарить всех, кто согласился принять участие в работе над
альбомом за их профессионализм, оперативность и ответственный подход к работе и
выразить надежду на то, что впереди у нас еще будет возможность поработать
вместе. Сейчас заканчивается работа над оформлением, которое нам помог выполнить
Игорь Матюнов, также автор обложек “Heimkunft” и “Pahonya” Svalbard.
Juris Silders, координатор
Steinklang Industries,
лейбла, на котором запланирован выход альбома заверил, что сразу по окончании
работы над оформлением диск пойдет в печать, надеюсь, что скоро альбом наконец
выйдет.
Vintersolverv возник спонтанно зимой 2014 года. Работа над “Böse Zeit” была
очень интересной, я многому научился, в том числе и у тех коллективов, с
которыми сотрудничал. Первоначальная цель организации записи так, чтобы процесс
не превратился в рутину была достигнута, и по окончании я не чувствовал
опустошения. Хотелось попробовать еще что-то новое для себя. Новым для меня, как
это часто бывает, оказалось хорошо забытое старое – моя давняя любовь к Empyrium,
Tenhi, Ulver, Nest… В свое время эта музыка открыла для меня способность видеть
красоту природы и полюбить ее. Именно природе, Ее Красоте и Величию посвящена
музыка Vintersolverv. Это спокойные меланхоличные инструментальные зарисовки.
Никаких криков и барабанного боя, - только фортепиано, гитара, смычковые
струнные инструменты и чуть эмбиента.
Музыкальные рамки Svalbard оказались слишком узки для тебя?
Я бы сказал, что каждый новый проект дает новые ощущения, это новый вызов, источник творческой подпитки.
На каком этапе находятся сейчас оба этих проекта и сможем ли мы увидеть их в живую?
Как было сказано ранее, “Böse Zeit” Erde вплотную готовится к изданию, работа над “Taushet” Vintersolverv идет достаточно активно, если обстоятельства позволят осуществить задуманное, то планирую к осени закончить. Erde однозначно будем представлять публике в живую, а вот Vintersolverv - это чисто студийный проект.
Были ли предложения о выступлениях в России и других странах?
Да, были предложения, по разным причинам приходилось отказываться - когда-то не позволяли семейные обстоятельства, когда-то другие причины.. Да и самому мне гораздо ближе процесс студийной работы нежели выступления. С одной стороны выступления очень заряжают и вдохновляют, а с другой для меня они сопряжены с колоссальным стрессом, с которым я так и не научился справляться.
Не могу не
коснуться болезненной для всех нас темы – событий происходящих на Украине...
Если бы тебе предложили выступить на майдане, ты согласился бы? Как вообще
жители Беларуси относятся к событиям в этой стране?
Да, это тяжелая тема. Когда все только началось, я воспринимал эти события достаточно спокойно – ведь это не первый Майдан в истории современной Украины, и самое главное, события 2004 года показали, что он результативен, произошла реальная смена власти, без крови. Выступать там я бы не стал, потому что это судьба другого народа, который занял активную гражданскую позицию, максимум, который я бы мог со своей стороны сделать для братского народа – это с уважением отнестись к его выбору. Те события, что происходят на Украине сейчас вызывают у меня чувство горечи и тревоги. Началась резня, а потоки лжи с разных сторон только усугубляют её, мне больно смотреть на это. Думаю, что большинство белорусов разделяют мое мнение.
Названия проектов Svalbard и Vintersolv связаны со Скандинавией - что тебя в ней привлекает?
Любовь к северной природе я ношу в сердце давно, с самого детства меня привлекали бесконечные снежные поля, низкие свинцовые тучи и величественные леса, полные немого сурового очарования. Наверное это пришло еще с первыми услышанными скандинавскими сказками и легендами, в детстве они были самыми любимыми. Для меня Север – это Колыбель Духа. Я не знаю, какой была “Потерянная Европа”, но точно уверен в том, что скалы и вековые деревья никогда не лицемерили и остались прежними.
Что ты думаешь о современной Скандинавии и вообще о Западной Европе?
Думаю, что отдаленные районы современной Скандинавии, лишенные симптомов урбанистической эрозии, по прежнему полны сдержанной северной красоты. А о Западной Европе сами за себя говорят итоги Eurovision 2014 :-). А если быть серьезным, то результаты политики глобализации меня мало вдохновляют - места убеждениям больше нет, потребителю не нужны убеждения, за него уже все решили.
Думаю все, кто тебя видел, отметили твою накаченную мускулатуру - ты посещаешь спортзал, занимаешься каким-либо видом спорта?
Я стараюсь регулярно посещать спортзал для поддержания формы, но каким-то конкретным видом спорта не занимаюсь.
Расскажи поподробнее о треке Svalbard “Пагоня”. Как возникла идея его создания и как его восприняли ваши патриоты-националисты?
“Пагоня” – самая неоднозначная песня Svalbard, наверное, когда я брался за нее, то представлял степень ответственности не до конца, возможно тогда я был еще не совсем готов для работы над такими песнями - много чего хотелось бы исправить в техническом плане. Слишком сильная энергетика у произведения Богдановича, этот заряд захватил меня настолько сильно, что не позволил в должной степени сосредоточиться. Восприняли песню тоже неоднозначно, но по большей части положительно. Критики было достаточно, но она была в основном справедливой, а патриотам понравилась.
Какое
значение для тебя имеет белорусский язык, общаешься ли ты на нем с людьми у себя
в Гомеле
или все-таки основной язык общения все равно русский? Какое место в твоей жизни
занимает белорусский язык?
Белорусская мова – это важнейший критерий национального самоопределения, и его показатели отражают очень нездоровую ситуацию – Нация спит… Отношение к родной речи у большого количества людей варьируется от пренебрежительного до брезгливого. И это страшно. В пику этим людям появляются реакционные носители языка, которые, в свою очередь, формируют отношение к вещи первичной и естественной как к оппозиционной, что в корне не верно. Я говорю, в основном, на русском языке, не стану лицемерить, однако родной язык не забываю и знаю его, в дальнейшем буду стараться, чтобы сын тоже знал что именно этот язык является его родным и любил его.
Почему большинство записей Svalbard было выпущено за границей? Будет ли продолжено сотрудничество с лейблом Crivia Records?
Так
получилось, что когда материал для “Heimkunft” был готов и я отослал его Кириллу
из Der Angriff, он был в отъезде и не смог ответить. Я отправил еще несколько
писем в течение последующих месяцев, но ответа также не было. Я подумал, что Der
Angriff больше не заинтересованы в издании. В то же время Михаэль, основатель
Lichterklang написал мне и предложил издать пластинку, перед этим
я еще раз написал Кириллу, однако ответа опять не последовало. Как выяснилось
позже, уже когда альбом был выпущен на
Lichterklang, у Кирила действительно не
было возможности ответить и он прочитал все письма после возвращения из поездки,
однако дело уже было сделано.
Мы тесно сотрудничаем с вебзином
Stigmata
и лейблом
Crivia Records,
однако политика CR более ориентирована в сторону фолка и корневой музыки, к
которой музыку Svalbard можно отнести лишь с натяжкой.
Какие твои ближайшие планы, когда слушателям ожидать выхода твоих новых альбомов?
В ближайшее время будут новости о выходе альбома Erde на Steinklang Industries, а демо версию одного из треков Vintersolverv можно будет услышать на готовящемся к выходу сетевом сборнике Sulphur Flowers.
И по традиции – твои пожелания читателям Seidr...
Большое
спасибо! А читателям Seidr я желаю главного, на мой взгляд, в этой жизни –
ВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ! А еще я бы хотел обратиться к тем людям, которым нравится
музыка Svalbard и поблагодарить их. Да, музыканты занимаются музыкой потому что
не могут иначе, но смысл все это приобретает только благодаря Вам!
© интервью Wolfsblood, май 2014
Copyright ©2014 Seidr webzine