Jurgen S.
Свастика – эзотерический символ язычества.
Быть может, вы удивитесь, увидев этот
заголовок. Для тех, кто не знаком с
языческими традициями или историей
европейской культуры, свастика – один из
символов ультра-правого движения. Что ж, на
флагах Третьего Рейха была изображена
именно она – однако это не значит, что
свастика непременно должна иметь отношение
к нацистам. Руководство “НСДАП” (Nationalsozialistische
Deutsche Arbeiterpartei, “Немецкая Национал-Социалистическая
Рабочая Партия”) переняло эту символику
под влиянием одного из центральных
оккультных обществ Европы, “Туле” (которое,
в свою очередь, приняло символ свастики еще
в 1919 году).
Люди,
обратившиеся к язычеству, не считают
свастику “нацистской”. Более того, для них
этот символ не имеет никакого
политического значения. И в этой небольшой
статье я хотел бы разъяснить значение этого
символа в европейском язычестве.
Прежде
всего, существует два вида свастики,
значение которых можно соотнести с
китайскими принципами Инь и Ян. Разница - в
направлении ее лучей. Свастика, лучи
которой направлены влево, против часовой
стрелки, символизирует темные, или же
внешние аспекты мира. Соответственно, лучи,
направленные вправо, по часовой стрелке,
означают светлые, или же внешние аспекты. (I)
Правосторонняя
свастика напрямую связана с древним индо-европейским
символом солнца, так называемым “солнечным
крестом”. Его противоположность –
Мьёлльнир, молот громовержца Донара,
ассоциируемый с левосторонней свастикой.
Солнце несет жизнь в своем чреве, а
Мьёлльнир – могучая фаллическая молния –
порождает жизнь и, в то же самое время,
забирает ее. Но не стоит сводить это к “борьбе
добра и зла”, как в свое время сделали
христианские исследователи. Это – вечное
единство двух разнонаправленных стихий. (II)
Оба вида
свастики объединены в одном из
древнегерманских символов, в “кресте Одина”
(др.исл.odinskorset) : четыре свастики вокруг “солнечного
креста”, две из них направлены влево, две
другие – вправо. “Крест Одина”
символизирует год и его четыре этапа – “порождающие”
(весна и лето) и “разрушающие” (осень и зима),
что, в свою очередь, вызывает ассоциации с
четырьмя стихиями (огонь, земля, вода,
воздух), четырьмя периодами человеческой
жизни (рождение, жизнь, смерть, перерождение),
четырьмя видами Ума (духовный, животный,
человеческий, божественный), четырьмя
видами психической деятельности (восприятие,
мышление, чувство, интуиция).
Солнце
и солнечная символика напрямую связаны с
божеством света и неба – германцы знали его
как Зиу, англо-саксы – под именем Тиу, греки
называли его Зевсом, римляне – Юпитером. (III)
Но если в
античном мире Солнечный Бог остался
главенствующей фигурой языческого
пантеона, то у германцев образ Тиу-Зиу
слился с образами божеств Вотана-Одина-Водена
и, прежде всего, Донара-Тора-Тунора. Потому
свастика в германской традиции
символизировала огненную молнию Донара,
воплощенную в его молоте Мьёлльнире,
поражающем ледяных великанов-ётунов.
Позже
это отразилось в “молоте Тора” (thorshamarr),
внешне напоминающем крест, восходящем к
символам “солнечного креста” и свастики, и
его более поздним вариантам, защитным
крестам с четырьмя или восемью лучами (aegishjalmur,
ginfaxi , angurgapi).
Из
вышесказанного видно, что свастика –
евразийский священный символ, хранящий
мудрость древней культуры, и
представляющий большую ценность для
последователей языческой традиции.
© 2001 Перевод Shelley
I Левая рука (левая сторона) в индо-арийских и индо-европейских традициях считалась “грубой”, “нечистой”. Ср. в германских языках - др.исл.vinstu, “левый”, нем.finster, “темный”. (прим.переводчика)
Copyright ©2001 Seidr webzine