:OF THE WAND AND THE MOON:
":emptiness:emptiness:emptiness:

Euphonious Rec/Voices of wonder (p)2001


   Нельзя сказать, что второй альбом датчанина Кима Ларсена, (являющегося также гитаристом doom metal band SATURNUS), превзошел возлагавшихся на него чаяний, но в любом случае “:emptiness:emptiness:emptiness” – значительная веха на творческом пути проекта “:of the wand and the moon:”. Развитие музыки Ларсена происходит по вполне понятным и поддающимся описанию закономерностям: в определенный момент, отойдя от doom/gothic metal эстетики, человек стал искать собственный способ творческого самовыражения и обрел его в dark folk, с классическими образцами которого от внимательно ознакомился. Но, поскольку в родной стране (по заверениям самого Кима), фактически нет коллективов данной направленности, то, соответственно, и адекватных примеров создания самобытной апокалиптической музыки, отражающей всю многогранностью национальных традиций, не было перед глазами основателя первого датского апокалиптик-проекта.
   Почти полностью англоязычные тексты, прилагающиеся к неплохо оформленному буклету (с самим Кимом, держащим в руке факел в виде руны Algiz на обложке), не способны поразить в сердце опытного дарк-фолкера, коллекция которого объемлет большую часть продукции, выпущенной WSD. Создается ощущение, что пионер датского dark folk так и не вышел из-под влияния, - впрочем, думается, благотворного, - Sol Invictus и Fire+Ice и в значительной степени пользуется уже до него наработанными творческими приемами. Чувствуется, что автор работает с языком, носителем которого не является – во многих оборотах есть определенных налет клише, какие-то грамматические структуры употребляются особенно часто – но, тем не менее, песни отличаются почти безукоризненной грамотностью и искренностью. Если тексты Backworld и Argine вполне воспринимаются отдельно от музыки, то чтение строф ларсеновских творений лучше проводить под меланхоличные звуки гитары Ларсена. Впрочем, несмотря на заявления последнего об интересе к своему нордическому прошлому и истории, никаких прямых отсылок к скандинавской космогонии, рунической магии и ритуальным традициям в спокойных, размеренных мелодиях “:of the wand and the moon” увидеть не удастся. Что же, возможно, музыкант справедливо боится банальности при использовании подобной тематики, серьезно заезженной армией black/doom/death/viking metal групп, коих немало гнездится на суровых берегах Скандинавского полуострова (Enslaved и иже с ним) и иных просторах европейского Севера. Многократно использованы и перевраны кельтская и германская мифологии, исландские и норвежские легенды, зацитированы до дыр бессмертные “Старшая Эдда” и “Похищение быка из Куальнге” - действительно, есть серьезный повод опасаться обвинения в плагиате и не оригинальности. Интересно, что развитие дарк-фолк субкультуры Ким связывает именно с выходцами, каковым по сути является и он сам, из металлических сцены и тусовки.
   Сразу же напрашивается аналогия с Ulver – его соседями-норвежцами (в прошлом – как раз black металлистами), работающими с родным языком – несмотря на гораздо большее влияние бурного “тяжелого” прошлого, их музыка порой выигрывает именно благодаря использованию “родной речи”.
   Изменения в музыке “:of the wand and the moon:” не радикальны, но заметны: еще больше внимания теперь уделяется работе со звуком – эта запись суть хороший пример того, каким должен быть студийный альбом. Ларсен с трепетом относится к шумовому сопровождению песен (особенно запомнился мне тихий треск костра), вещи зачастую – как часто бывает в dark folk’е – граничат с ambient; что и говорить, атмосферность здесь на должном уровне.
   Все это обрамлено игрой на акустических инструментах (по преимуществу, гитары с очень глубоким, запоминающимся звуком) и голосом Кима, изменившимся, кстати, в лучшую сторону. Более умело и интересно используются клавишные. К сожалению, полностью ни одна композиция “:of the wand and the moon:” мне не запомнилась – виновата то ли избирательная память, в которой сохранились лишь отдельные переходы и фразы, то ли наличие в природе множества других apocalyptic-групп, играющих сходную музыку, то ли обе две си причины – не знаю. Но послушать альбом настоятельно рекомендую – если абстрагироваться от сходства с Fire+Ice и проч., можно получить немало приятных минут и порадоваться качеству и профессионализму современных последователей dark folk. Можно даже позавидовать тому, для кого “:of the wand and the moon:” станет первым откровением, весточкой о существовании этого славного стиля.
   Остается надеяться, что мистические и эсхатологические изыскания самоотверженного сына Дании еще найдут свое воплощение в последующих альбомах.

Wolffanger aka Blackwolf