:OF THE WAND AND THE MOON:
":emptiness:emptiness:emptiness:"
Euphonious Rec/Voices of wonder (p)2001
Нельзя
сказать, что второй альбом датчанина Кима
Ларсена, (являющегося также гитаристом doom
metal band SATURNUS), превзошел возлагавшихся на
него чаяний, но в любом случае
“:emptiness:emptiness:emptiness” – значительная веха на
творческом пути проекта “:of the wand and the moon:”.
Развитие музыки Ларсена происходит по
вполне понятным и поддающимся описанию
закономерностям: в определенный момент,
отойдя от doom/gothic metal эстетики, человек стал
искать собственный способ творческого
самовыражения и обрел его в dark folk, с
классическими образцами которого от
внимательно ознакомился. Но, поскольку в
родной стране (по заверениям самого Кима),
фактически нет коллективов данной
направленности, то, соответственно, и
адекватных примеров создания самобытной
апокалиптической музыки, отражающей всю
многогранностью национальных традиций, не
было перед глазами основателя первого
датского апокалиптик-проекта.
Почти
полностью англоязычные тексты,
прилагающиеся к неплохо оформленному
буклету (с самим Кимом, держащим в руке
факел в виде руны Algiz на обложке), не
способны поразить в сердце опытного дарк-фолкера,
коллекция которого объемлет большую часть
продукции, выпущенной WSD. Создается
ощущение, что пионер датского dark folk так и не
вышел из-под влияния, - впрочем, думается,
благотворного, - Sol Invictus и Fire+Ice и в
значительной степени пользуется уже до
него наработанными творческими приемами.
Чувствуется, что автор работает с языком,
носителем которого не является – во многих
оборотах есть определенных налет клише,
какие-то грамматические структуры
употребляются особенно часто – но, тем не
менее, песни отличаются почти
безукоризненной грамотностью и
искренностью. Если тексты Backworld и Argine вполне
воспринимаются отдельно от музыки, то
чтение строф ларсеновских творений лучше
проводить под меланхоличные звуки гитары
Ларсена. Впрочем, несмотря на заявления
последнего об интересе к своему
нордическому прошлому и истории, никаких
прямых отсылок к скандинавской космогонии,
рунической магии и ритуальным традициям в
спокойных, размеренных мелодиях “:of the wand and
the moon” увидеть не удастся. Что же, возможно,
музыкант справедливо боится банальности
при использовании подобной тематики,
серьезно заезженной армией black/doom/death/viking metal
групп, коих немало гнездится на суровых
берегах Скандинавского полуострова (Enslaved и
иже с ним) и иных просторах европейского
Севера. Многократно использованы и
перевраны кельтская и германская мифологии,
исландские и норвежские легенды,
зацитированы до дыр бессмертные “Старшая
Эдда” и “Похищение быка из Куальнге” -
действительно, есть серьезный повод
опасаться обвинения в плагиате и не
оригинальности. Интересно, что развитие
дарк-фолк субкультуры Ким связывает именно
с выходцами, каковым по сути является и он
сам, из металлических сцены и тусовки.
Сразу же
напрашивается аналогия с Ulver – его соседями-норвежцами
(в прошлом – как раз black металлистами),
работающими с родным языком – несмотря на
гораздо большее влияние бурного “тяжелого”
прошлого, их музыка порой выигрывает именно
благодаря использованию “родной речи”.
Изменения
в музыке “:of the wand and the moon:” не радикальны, но
заметны: еще больше внимания теперь
уделяется работе со звуком – эта запись
суть хороший пример того, каким должен быть
студийный альбом. Ларсен с трепетом
относится к шумовому сопровождению песен (особенно
запомнился мне тихий треск костра), вещи
зачастую – как часто бывает в dark folk’е –
граничат с ambient; что и говорить,
атмосферность здесь на должном уровне.
Все это
обрамлено игрой на акустических
инструментах (по преимуществу, гитары с
очень глубоким, запоминающимся звуком) и
голосом Кима, изменившимся, кстати, в лучшую
сторону. Более умело и интересно
используются клавишные. К сожалению,
полностью ни одна композиция “:of the wand and the
moon:” мне не запомнилась – виновата то ли
избирательная память, в которой
сохранились лишь отдельные переходы и
фразы, то ли наличие в природе множества
других apocalyptic-групп, играющих сходную
музыку, то ли обе две си причины – не знаю.
Но послушать альбом настоятельно
рекомендую – если абстрагироваться от
сходства с Fire+Ice и проч., можно получить
немало приятных минут и порадоваться
качеству и профессионализму современных
последователей dark folk. Можно даже
позавидовать тому, для кого “:of the wand and the moon:”
станет первым откровением, весточкой о
существовании этого славного стиля.
Остается
надеяться, что мистические и
эсхатологические изыскания
самоотверженного сына Дании еще найдут
свое воплощение в последующих альбомах.
Wolffanger aka Blackwolf