Интервью с Henrik Nordvargr (Toroidh, Folkstorm, MZ.412)
источник: Compulsion Online (http://www.compulsiononline.com)
лето 2003 г.

    Toroidh - еще одно лицо Хенрика Нордварга, известного по таким проектам, как MZ.412 и Folkstorm. Однако, в отличие от этих групп, специализирующихся на индастриале и нойзе, Toroidh предпочитают более сдержанную музыку, сочетающую дарк-эмбиент и дарк-фолк.

Как было заявлено на сайте Toroidh, "фольклорная музыка восходит к тем временам, когда историю писали двумя красками - белой и черной, время от времени подкрашивая их красным цветом". Естественно, что темой трилогии "Europe is Dead" стали первые десятилетия ХХ века, когда Европу раздирала война. Неудивительно, что в музыке Toroidh слушатель обнаружит определенное родство с такими представителями "милитаристского авангарда", как Der Blutharsch или Les Joyaux De La Princesse, пусть Норварг и утверждает, что вдохновлялся идеями не только "правых", но и "левых" мыслителей. Хотя, действительно, на альбомах "европейской трилогии" Toroidh оставили в стороне помпезность и воинственный настрой, предпочтя им более мягкие и меланхоличные пейзажи, тяготеющие к дарк-эмбиенту, равно как и скупые, чуть ли не спартанские, ритмы, наряду с акустическими гитарами. В этом тумане призраками далеких дней возникают обрывки архивных записей. Порой все превращается в какое-то монотонное гудение, на фоне которого эффектно звучат гитара и мерные удары барабана. Возможно, под музыку Toroidh вам покажется, что Смерть уводит свои жерты под барабанный бой...

 

В одном из последних интервью журналу Spectrum, данном от лица Folkstorm, Вы заявили, что Folkstorm намерены активно работать и далее - однако, несмотря на все обещания, полгода спустя вы провозгласили о прекращении деятельности этого проекта. В чем дело? Быть может, все дело в возникновении Toroidh? Сколь долго, по-Вашему, просуществует эта группа?

-Начнем с того, что появление Toroidh никак не связано с "гибелью" Folkstorm. Более того, я пестовал эту идею уже несколько лет. Все началось с того, что мне захотелось записать несколько длинных, минималистских композиций, в основе которых будут положены маршевые ритмы; однако, когда я начал записывать новый материал, мне пришло в голову немного развить его, после чего я добавил живые инструменты и, как не странно, неискаженный, чистый голос... Мне кажется, что я продолжу работать с этим проектом, тем более, что Toroidh - едва ли не самое успешное из всех моих начинаний, как в финансовом смысле, так и с точки зрения моих поклонников.

Так в чем же тогда дело? Почему Вы перестали записываться под эгидой Folkstorm?

-В первую очередь, я хотел сконцентрировать свое внимание на проекте MZ.412... да, я понимаю, вам это может показаться странным... Я просто не могу жить за пределами студии... Все могло бы быть иначе, конечно - но раз уж я решил оставить Folkstorm в покое, я решил сдержать слово. Между прочим, несмотря на то, что в рамках Folkstorm я больше не создаю нового материала, в ближайшее время появятся очередные релизы этого проекта. А если уж вы так скучаете по грубому, хаотичному нойзу, могу посоветовать группу Hydra Head Nine, наше с Халиботом детище.

Несмотря на то, что стилистически Toroidh отличается от Folkstorm,
не кажется ли Вам, что между этими двумя проектами можно провести определенные параллели?

-Единственное, что объединяет Folkstorm и Toroidh - это тема войны. Во всем остальном между ними нет ничего общего.

А что это вообще означает - Toroidh?

-Ничего не значит.

-Вы не раз заявляли о том, что на Toroidh Вы возлагаете свои самые лучшие надежды.
Скажите, чем же концепция и звучание Toroidh лучше других Ваших проектов?

-Возможно, потому, что музыка Toroidh мне нравится больше всего. Это единственный их моих проектов, который я могу нормально слушать, причем так, словно эту музыку написал кто-то другой. Такого со мной еще не было. Вообще, Toroidh - самый "музыкальный" из моих проектов.

Однажды, обсуждая Toroidh, Вы сказали: "Атмосфера произведений ранних Laibach и LJDLP переносит нас в прошлое, когда историю писали двумя красками - белой и черной, время от времени подкрашивая их красным цветом. Эти картины, скорее, отражение, нежели чем восхваление". Что конкретно Вы имели в виду? Не пытались ли Вы оправдаться, учитывая то, что те политические образы и темы, возникающие в музыке Toroidh, могут вызвать разногласия у Ваших слушателей?

-А разве непонятно? Я действительно пользуюсь политическими "образами", возникшими как среди "левых" или "правых", так между этими двумя крайностями, вкладывая эти темы в единый образ рождающейся (впрочем, и умирающей тоже) Европы. Однако обыватель почему-то испытывает ужас, узнав о том, что я использую "радикальные" сэмплы. Вот и все, что я хотел сказать - что Toroidh не имеет никакого отношения к "восхвалению" прошлого, это не более чем отражение минувшего. 

Как я уже сказал, образы Toroidh и Folkstorm часто отсылают нас к событиям, имевшим место в первой половине ХХ века. Как Вы часто заявляли сами, "отнеситесь к Toroidh как к машине времени, позвольте ей перенести вас на сотню лет назад, когда Европа взрывалась в кризисах". Не могли бы Вы прокомментировать эти слова?

-По-моему, я уже ответил на этот вопрос. Toroidh - плавильный горн всех политических кризисов и лагерей Европы. Я намеренно использую архивные записи речей Сталина, Гитлера, Черчилля и прочих не столь известных политиков, агитаторов, пацифистов, милитаристов, анархистов и прочих, включая и простых "людей с улицы", чтобы как можно более точно передать то состояние хаоса, охватившее как Европу сегодняшнюю, так и Европу прошлого.

Первые три альбома Toroidh, озаглавленные "Those Who Don't Remember The Past Are Condemned To Repeat It", "Europe Is Dead" и "Testament", составляют некий триптих, для которого прекрасно подходит наименование "Европейская трилогия". Не могли бы Вы побольше рассказать о концепции этих произведений? Чему будут посвящены следующие релизы Toroidh?

-"Европейская трилогия" повествует о хаосе XX века, о мировых войнах, конфликтах между этносами, мечтам о "единой Европе". О той Европе, которая подчинила себе Старый Свет, колонизировала Новый Свет, а затем погибла в агонии Второй Мировой... Что касается концепции новых альбомов, то я пока предпочту промолчать.

Первый диск Toroidh вышел в формате LP, однако через некоторое время появилось и CD-издание -  старые композиции были смикшированы заново, были добавлены другие треки... Зачем тогда было выпускать LP? К чему издавать "версии" старых альбомов?

-Все "программные" релизы Toroidh вышли в двух форматах, причем на каждом издании была представлена несколько иная версия - так что для того, чтобы послушать каждый альбом, что называется, "целиком", необходимы и CD, и LP. Зачем? Сложно охватить все сразу - для этого надо приложить некоторые усилия.

Музыка Toroidh объединяет пассажи в стиле "дарк-эмбиент" c cэмплами военной и классической музыки; вы часто используете гитары и прочие инструменты из арсенала нео-фолки... Скажите, Вы что, стали поклонником нео-фолка?

-В каком-то смысле, хотя я бы назвал себя "шумовиком". Не знаю. Мне кажется, что большинство современных исполнителей фолка, нео-фолка, нео-классики и прочей музыки порой записывают вполне достойные вещи - но, наряду с этим, на каждом альбоме много всяческой дряни, причем подобное можно сказать о многих представителях этих направлений. К тому же, существует множество музыкантов-любителей, не имеющих никакого представления о том, с какой стороны подойти к гитаре или клавишным, однако, тем не менее, лезущих не в свое дело... хотя, может быть, я просто черезчур привередлив - слишком уж долго варюсь во всем этом...

Вы часто заявляете о своей неприязни к компьютерам и компьютерной музыке. Можно заключить, что при создании своей музыки Вы не используете компьютеры. Так ли это?

-Не совсем. Большинство своих композиций я записал в собственной студии. У меня есть сэмплеры, аналоговые синтезаторы, гитары, кое-какие ударные. Однако мастеринг и сведение я делаю на компьютере. В этом смысле я ничего не имею против них, но я просто не выношу, когда на компьютере моделируются всякие звуки. В особенности это касается шумовой музыки - мол, эта программа воспроизводит "настоящий" дисторшн!!! Именно это мне и не нравится в современных шумовиках, большинство из которых ограничиваются компьютерами, после чего на их альбомах сквозь потрескивания дешевой саундкарты доносятся некачественные сэмплы. Не стану, впрочем, переходить на личности - скажу только, что таких "музыкантов" предостаточно! Запомните - ничто не заменит живые инструменты!

Учитывая то дикое количество проектов, в которых Вы приняли участие в ранние годы, просто удивительно слышать о том, что за последние несколько лет количество действующих проектов еще более возросло! Иногда кажется, что Вы - осознанно или же нет, неважно - пытаетесь превзойти Петера Андерссона...

-О да, это достойный противник... кроме шуток... Ну, а так, все дело, наверно, в том, что я очень плодовитый музыкант, я работал в разных коллективах, с разными людьми, и многие из этих проектов ничем не хуже Toroidh, Folkstorm или MZ.412... И не надо присваивать славу мне - моими коллегами были далеко не самые последние люди, и без их помощи я бы никогда не стал тем, кто я есть сейчас...

© 2003 Перевод Shelley

Copyright ©2003 Seidr webzine