Сейд и Магия Хаоса:
интервью Дона Вебба с Эдредом Торссоном (aka Стивен Э. Флауэрс)

Что такое “сейд”? Каким образом эта практика связана с Вашими представлениями о Хаосе?

   Согласно общепринятому мнению, “сейд” – некая разновидность черной магии, которую практиковали скандинавские шаманы, в особенности – шаманки. Собственно говоря, сейд действительно является древним магическим искусством жителей Скандинавии, существовавшим, по крайней мере, уже при викингах. Обычно эту форму магии связывают с божествами-ванами и, в особенности, с богиней Фрейей. Кроме того, часто “сейд” противопоставляется другой форме скандинавской магии, “гальду”… “Сейд” связан с “Хаосом” в том смысле, что работает по принципу, во многом сходном с “Магией Хаоса”; по крайней мере, оба основаны на материалистической парадигме – я имею в виду то, что Питер Кэрролл называл “эфир”, а древние германцы – “гиннунг”, причем оба термина, в широком их понимании, обозначают Хаос. Между прочим, парадигма сейда полностью противоположна символической парадигме гальда – в основе которой, выражаясь современным языком, лежат семиотика и лингвистика, но никак не материальный подход, причем гальд действует вне зависимости от потоков пространственно-временного континуума... Вообще, базовые концепции сейда во многом напоминают ту самую “магическую парадигму”, описанную Питером Кэрроллом в книге “Liber Kaos”.

Какую космологическую модель предполагает сейд? В Магии Хаоса отношения между “эго” и “космосом” представлены в виде круга с восемью расходящимися из него стрелами (насколько я помню, символ этот позаимствован из книг Майкла Муркока, пишущего в стиле “фэнтэзи”). Не напоминает это ли Вам практики сейда?

   Да, похоже, что этот символ – наследие древнегерманской космологической карты, где из “Земли” (или “эго”), лежащей в центре, исходит восемь миров, шесть из которых можно символически расположить в трехмерном пространстве. Остальные два – Хель, Мир Смерти, и Асгард, Мир Богов и Героев (то есть – Пробужденного Сознания), -  лежат в гиперпространстве под острыми углами ко всем остальным шести осям карты одновременно. Такая космологическая модель предполагает, что “гиннунг” присутствует везде и во всем. Кстати, немецкий ученый Карл Райхенбах придумал для этого явления особый термин – “одическая сила”.

Если я не ошибаюсь, “гиннунг” буквально означает “видение”, “иллюзия”? Можно ли считать его аналогом термина “майя” в индуизме?

   “Гиннунг” или “гиннинг” по-древнеисландски действительно значит “видение”. По крайней мере, та глава в “Младшей Эдде”, где Снорри расказывает о видении, насланном асами на конунга Гюльви, называется “Gylfaginning”, что обычно переводится как “Видение Гюльви”. Однако вспомним, что в “Ригведе” Майя выступает как творческая энергия Варуны, который при помощи своих “узлов” (санскр.“паша”) может связать, развязать, уничтожить или создать все, что ему вздумается. И в том, и в другом случае эти “видения” являются мощными проявлениями силы; однако не стоит забывать, что любая сила может быть смертельно опасна. Так что в метафизическом смысле “гиннунг” – та недифференцированная энергия/материя, которая присутствует до начала творения, лежащая в основе всех феноменов. Следует помнить и о другом – то, что для элиты является “магической силой”, в понимании толпы может предстать “плохим колдовством”. По крайней мере, для того, чтобы по-настоящему подчинить себе “гиннунг”, требуется столько сил и времени, что большинство людей, пытающихся работать с ним, обычно увязают в еще больших иллюзиях. Неудивительно, что подобные практики обычно становятся табуированными.

Может ли человек уравновесить “Гиннунг” (Хаос) и “Футарк” (Порядок) так, чтобы сознательно изменить свою жизнь? Какие препятствия могут возникнуть на этом пути?

   Прежде всего, этот процесс подобный “синтез” является превосходным примером действия магической Воли. Порядок – относительно редкое явление, и, к тому же, является антитезой Хаоса. Порядок – это то, что происходит при воздействии Воли из состояния Хаоса, и любой подобный процесс означает развитие, становление, инициацию. Главное же препятствие возникает тогда, когда маг отказывается либо от Порядка, либо от Хаоса, нарушая, таким образом, гармонию в самом себе, или же подчиняет себя неосознанным, разрушительным воздействиям внутреннего хаоса – каковой составляет большую часть человеческой “самости” – и принимает их за действия свое Воли. Впрочем, подобный путь встречается у многих мистиков, однако к магии он не имеет никакого отношения, поскольку исключает наиважнейший компонент – Волю, примат индивидуального сознания. Несмотря на то, что в сейде также встречаются элементы подчинения “бессознательным состояниям”, они не являются той целью, к которой должен стремится практикующий.

Какой подход должен исповедовать человек, практикующий сейд?

   Как ни странно, общий настрой – максимально спокойствие и бесстрашие. Находясь лицом к лицу с безумием и ужасающими образами, сейдмад или сейдкона демонстрируют полное безразличие. Внешне это может выглядеть как состояние транса или безжизненности. Не стоит, однако, считать, что практикующие сейд являются мистиками, отрекшимися от мира. Напротив, сейд – магия материальная, нацеленная на получение непосредственных результатов в физическом мире.

Не могли бы Вы научить меня простой и доступной разновидности сейда?

   Сформируйте в себе ясное и четкое намерение. Подумайте о том, что вам действительно необходимо узнать. А затем отправляйтесь на кладбище, где похоронен один из членов вашей семьи; чем больше лет назад он умер, тем лучше. Сядьте у могилы и представьте, что вы спускаетесь в нее, чтобы встретится со своим предком – или тем, что от него осталось - в царстве Хель. В определенный момент вы почувствуете его присутствие. Тогда задайте ему вопрос – и внимательно прислушайтесь к ответу… Со стороны это будет выглядеть как обычный визит на могилу родственника  – как “в старые добрые времена”, вопрос только в том, какие именно “времена” мы имеем в виду…  

апрель 2001
оригинал находится на сайте “Рунной Гильдии” (
http://www.runegild.org)

 

© 2003 Перевод Shelley

Copyright ©2003 Seidr webzine