Белый Викинг
Den Hvite Viking
Режиссер Hrafn Gunnlaugsson
Island, 1991
Пути Господни неисповедимы…
999 год нашей эры…Воистину символическая цифра: граница тысячелетий, эпох, надвигающаяся бездна, которая разделит старые и новые верования. Историю нужно начать писать с чистого листа, под новыми стягами неся христианскую веру на все Северные земли. Если Бог может проявить себя в деле, если он способен снизойти на Землю и провозгласить свою волю – то он и есть Единственный, и ему надлежит поклоняться. Так думал конунг всей Норвегии, когда сминал своей железной пятой тех, кто не отрекся от своей исконной, языческой веры. Так думал он, когда крестил тех, кто сдался и принял новую религию, заповеди “Белого Христа”. Но кто прав – одноглазый безумец, что идет войной на непокорных в порыве религиозного фанатизма, или те, кто еще пытается сохранить заветы предков в новое время? Чья религия лучше? Вопрос глупый и примитивный, но в те времена вера была способна не только влиять на души людские – это была настоящая власть. И теософические вопросы не слишком волновали большинство христиан – епископов, воинов, которых самих недавно крестили – сила, способность повелевать судьбами манила их.
“Пути
господни неисповедимы”, - так
вещали они. А неслись стяги новой
веры в руках тех, кто искренне верил
в непоколебимую силу “Белого
Христа”, в силы триединого Бога.
Об этом-то и рассказывает нам фильм “Белый викинг”. Великолепно поставленный, снятый полностью на исторических местах, он являет собой прекрасно выполненную реконструкцию того времени. Самые мелкие детали – от бытовых мелочей до чуткого восприятия психологии человека эпохи рубежа тысячелетий, выполнены на высочайшем профессиональном уровне.
Фильм
полон великолепных сцен, ярких
картин и красот северной природы, и
при этом достаточно интересен с
психологической, исторической и
религиозной точек зрения. Символы
довольно четкие и простые, обычно
они всегда держатся один за другой,
так, что глубокий смысл не
ускользает тихо в омут непонимания,
а спокойно и легко позволяет
создать широкую, масштабную
картину. Впрочем, размеры фильма
вполне позволяют это сделать. И с
реконструкционной, и с философской
позиции картина эта гораздо
сильнее и содержательнее, чем
большинство псевдоисторических
полу боевиков последнего времени. К
величайшему сожалению, сложно
найти в последнее время кассовый
фильм без неоправданного насилия.
Именно без неоправданного – в
рассматриваемой ленте оно ведь
тоже присутствует, но это –
неотъемлемая часть сюжета. Чего,
например, стоит “13 воин”…Да, все в
лучших традициях западных боевиков
– поселян – в стройбат, викингов - в
десант, араба – в герои… И лужи
крови, кучи мяса… Конечно, убийство
всегда было популярнейшей темой
для сценаристов, но не стоит
забывать о том, что кино должно быть
хорошим (как ни банально звучит) и
красивым, и не обязательно всегда
массовым. “Белый Викинг” нельзя
упрекнуть в отсутствии
достоинства, и это один из самых
главных аргументов в его пользу.