Белый Викинг

Den Hvite Viking

Режиссер Hrafn Gunnlaugsson

Island, 1991

Пути Господни неисповедимы…

999 год нашей эры…Воистину символическая цифра: граница тысячелетий, эпох, надвигающаяся бездна, которая разделит старые и новые верования. Историю нужно начать писать с чистого листа, под новыми стягами неся христианскую веру на все Северные земли. Если Бог может проявить себя в деле, если он способен снизойти на Землю и провозгласить свою волю – то он и есть Единственный, и ему надлежит поклоняться. Так думал конунг всей Норвегии, когда сминал своей железной пятой тех, кто не отрекся от своей исконной, языческой веры. Так думал он, когда крестил тех, кто сдался и принял новую религию, заповеди “Белого Христа”. Но кто прав – одноглазый безумец, что идет войной на непокорных в порыве религиозного фанатизма, или те, кто еще пытается сохранить заветы предков в новое время? Чья религия лучше? Вопрос глупый и примитивный, но в те времена вера была способна не только влиять на души людские – это была настоящая власть. И теософические вопросы не слишком волновали большинство христиан – епископов, воинов, которых самих недавно крестили – сила, способность повелевать судьбами манила их.

“Пути господни неисповедимы”, - так вещали они. А неслись стяги новой веры в руках тех, кто искренне верил в непоколебимую силу “Белого Христа”, в силы триединого Бога.

Об этом-то и рассказывает нам фильм “Белый викинг”. Великолепно поставленный, снятый полностью на исторических местах, он являет собой прекрасно выполненную реконструкцию того времени. Самые мелкие детали – от бытовых мелочей до чуткого восприятия психологии человека эпохи рубежа тысячелетий, выполнены на высочайшем профессиональном уровне.

Фильм полон великолепных сцен, ярких картин и красот северной природы, и при этом достаточно интересен с психологической, исторической и религиозной точек зрения. Символы довольно четкие и простые, обычно они всегда держатся один за другой, так, что глубокий смысл не ускользает тихо в омут непонимания, а спокойно и легко позволяет создать широкую, масштабную картину. Впрочем, размеры фильма вполне позволяют это сделать. И с реконструкционной, и с философской позиции картина эта гораздо сильнее и содержательнее, чем большинство псевдоисторических полу боевиков последнего времени. К величайшему сожалению, сложно найти в последнее время кассовый фильм без неоправданного насилия. Именно без неоправданного – в рассматриваемой ленте оно ведь тоже присутствует, но это – неотъемлемая часть сюжета. Чего, например, стоит “13 воин”…Да, все в лучших традициях западных боевиков – поселян – в стройбат, викингов - в десант, араба – в герои… И лужи крови, кучи мяса… Конечно, убийство всегда было популярнейшей темой для сценаристов, но не стоит забывать о том, что кино должно быть хорошим (как ни банально звучит) и красивым, и не обязательно всегда массовым. “Белый Викинг” нельзя упрекнуть в отсутствии достоинства, и это один из самых главных аргументов в его пользу.

Blackwolf aka Wolffanger