Петр Венx

Язычество в Восточной Европе
(материалы доклада на ежегодной конференции WCER 
"Новые религиозные течения", Краков, 1999 г.)

    Сейчас, после падения социалистического режима в странах СССР и Восточной Европы, наблюдается стремительное возрождение интереса к языческому наследию своей родины. Возникает все больше и больше языческих общин и объединений, выходит все больше материалов по дохристианской культуре Европы. В чем причина подобного возрождения?

   Интересно, что влияние западного язычества ощущается слабо - как в самой идеологии восточноевропейских язычников, так и в мотивации участников движения. Если на Западе интерес к древним культурам часто обусловлен причинами эзотерического толка (изучение древней магии, личностное развитие), то здесь, похоже, мы имеем дело со стремлением к "национальной самоидентификации", столь сильно преследуемым при социализме.

    Чего греха таить - иногда эти поиски принимают угрожающие формы, скрещиваясь с расизмом и нацизмом. Словно маленькие дети, мы никак не можем понять, что же нам делать с заново обретенной традицией и этническим наследием. Впрочем, большинство общин не проявляют никакой политической активности. Другие же исповедуют умеренно правые взгляды, либо умеренно левые - в особенности языческие организации экологического или геистического (от гр."gaia", "Земля") толка. Те немногие организации, что исповедуют язычество экстремистского толка, как правило, достаточно далеки от язычества в его чистой форме.

   Ни в коем случае не стоит считать движение за возрождение язычества формой эскейпизма или "религиозными сектами". В то время как подобные организации стремятся замкнуться в своей "религиозной реальности", языческие общины в поисках коренной традиции идут противоположным путем - изменяя окружающий мир и возрождая его былую чистоту.

   Попытаемся немного рассказать о движении язычников на территории стран бывшего СССР.

Среди многочисленных языческих объединений в Центральной и Восточной Европе наиболее активны и организованы языческие общины Прибалтики. Возможно, одна из причин кроется в том, что Латвия и Литва позже всех подверглись христианизации.

Одним из инициаторов языческого движения в Литве стал философ и писатель Вильгельм Стороста, основатель общества "Видуна". Его идеи были характерны для XIX века, поскольку сочетали в себе языческий пантеизм с теософскими и эзотерическими концепциями; что, однако, не помешало расцвету "Видуны" к началу XX века.

К несчастью, Вторая Мировая война и оккупация Прибалтики советскими войсками значительно затруднили развитие языческих идей в этой стране, и любые попытки возрождения языческих идей вели к обвинениям в религиозной пропаганде. Лишь в 1988 году была воссоздана Ассоциация Литовской Этнической Культуры "Рамува" (первоначально образовано в 1967 году, распущено в 1971 году), сегодня ставшая одной из самых известных языческих общин в мире. Под эгидой Министерства Культуры и Образования Литвы действует молодежная организация "Ромува", поставившая себе целью реконструкцию и популяризацию литовского язычества. Большой вклад в возрождение литовского язычества внесли такие известные ученые, как Мария Гимбутас, антрополог и религиовед с мировым именем; Йонас Тринкунас, руководитель общины "Ромува", в прошлом - один из инициаторов воссоздания "Рамувы"; члены "Вильнюсского общества Карла Густава Юнга".

 В Латвии неоязычество зародилось в 20ые гг., когда воодушевленные обретением своей государственности люди испытывали потребность в создании национальной латышской религии, основанной на древних формах языческого благочестия. Инициатором этого движения был полковник Эрнестс Брастыньш, сформировавший основные идеи латышского неоязычества - "диевтурибы", богопочитания. Увы, во время Второй Мировой его постигла судьба других инициаторов языческого возрождения. Брастыньш был расстрелян в 1942 году за "пропаганду национализма".

Однако общество "Диевтури" продолжило свою деятельность в изгнании. Как и члены литовских языческих общин, они нашли прибежище в США. Только в начале 90ых по инициативе проф. Яниса Тупесиса, ученого и политического деятеля "Диевтури" была учреждена вновь. Координатором общины стал историк Ольгерс Ауньш, в прошлом - участник движения литовского возрождения.

Большой интерес представляет балто-германо-славянское объединение "Пруса", созданное в 1990 году, и тесно сотрудничающее с германской общиной "Толкемита". Их участники стремятся возродить наследие коренного населения Прибалтики - прусских племен, основываясь на исследованиях лингвиста Летаса Палмайтиса и Владимира Топорова, специалиста по древней балтийской культуре и автора словаря прусского языка. Подобные тенденции прослеживаются и в Калининграде, расположенном в центре древнего прусского королевства. Здесь зарождается "Центр исследований древней Пруссии".

В возрождении язычества на Украине большую роль сыграл философ Владимир Шаян (1908-1974), после Второй Мировой эмигрировавший в Англию. Его идеи "Ордена бога Солнца" продолжил Лев Силенко. Оказавшись после войны в Канаде, он усиленно изучал религии Востока, прежде всего индуизм, и начиная с 1964 г. стал проповедовать в украинских эмигрантских общинах США и Канады учение, которое он называл "украинской родной верой". Тогда же он основал языческое движение "РУНВiра" ("Рiдна Украiнська Народна Вiра"); в 1992 г. она была официально зарегистрирована на Украине. В настоящее время большинство общин из Киева, Харькова, Львова, Одессы и Чернигова объединены в "Союз Языческих Общин Украины".

Среди белорусских языческих организаций большое внимание привлекает община "Кривья", под руководством профессора археологии Георгия Штыкова, занимающаяся изысканиями в области балто-славянского язычества.

В России существует ряд языческих организаций, которые объединили вокруг себя небольшое число общин - объединения "Велесов круг" (Москва), "Союз Венедов" (Санкт-Петербург), "Церковь Староверов-Инглингов" (Омск), "Союз Славянских общин" (Калуга). Кругами, в которых формировались первые небольшие общины, были этнографы, художники и историки: В.Бутров, Н.Сперанский, К.Якутовский, А.Рядинский, А.Белов, К.Васильев. Именно они и составили костяк идеологов современного славянского неоязычества.

За некоторым исключением, многие языческие организации на территории бывшего СССР представляют собой небольшие автономные формирования (группы, не превышающие численностью 20-30 человек), как правило, со своими идеологическими и религиозными особенностями. Тем не менее, к концу 90ых годов разрозненные общины все больше стремятся к объединению в крупные языческие организации, сохраняя, тем не менее, принцип самостоятельности.

В заключение напомним, что именно изучение своего наследия позволит решить актуальную проблему - станет ли Восточная Европа частью Западной, или же трансформирует западные стандарты в восточноевропейскую традицию. И одним из ее решений стало стремление нового поколения вновь обрести свое утерянное прошлое.

 

 художественные фотографии с официального сайта общины Romuva

перевод с польского Shelley
Copyright ©2001 Seidr webzine
Copyright ©1999 Petr Wiench

Copyright ©2001 Seidr webzine