БОГ
Во-первых, он — рогатый, то есть бог лесов, олицетворяющий неукротимую сущность всего, что свободно. Понятно, что этот образ связан с тем этапом развития общества, когда основными занятиями были охота и собирательство.
Во-вторых, он — скрытый, скрытый в зелени. Он — господин урожая, он — Зеленый человек. Этот образ возник на той стадии развития цивилизации, когда возделывание почвы стало главным занятием. Наконец, он — старик, в этом своем облике он символизирует накопленные человечеством мудрость и опыт. Этот его облик возник на стадии развития человечества, связанной с появлением больших городов.
В кельтской мифологии мы встречаем божественную троицу под такими именами: Teutates, Esus и Taranis (хотя эта троица имеет мало общего с современной викканской концепцией). Teutates* считался наиболее могущественным из них. Он был самым старшим среди них и наиболее зловещим, а умиротворить его можно было лишь кровавыми жертвоприношениями, совершаемыми на древних алтарях. Символ Езуса — бык. Впоследствии его стали отождествлять с богом Цернунносом. Езус требовал жертв, повешенных на дереве. Впоследствии он стал считаться богом нижнего мира. Таранис** был богом неба, и мощь его выражалась в мощи бурь и молний; ему были милы такие приношения, когда человеческая жертва сгорала в огне.
Изучая древние образы богов, мы глубже проникаем и в викканские таинства.
•Он считался покровителем военной и мирной коллективной деятельности. Его жертвы топились в воде.— Прим. пер.
••Кельтский бог Таранис впервые упомянут у римского поэта I в. н. э. Лукана. Галльские памятники представляют его бородатым гигантом, держащим колесо или несколько спиралей. Также он изображался попирающим некоего гиганта со змеевидными конечностями. Но вопрос о том, составлял ли он вместе с Тевтатом и Езусом триаду, является до сих пор весьма спорным.— Прим. пер.