Swain Wodening

“Нить Девяти Миров в англосаксонском язычестве”.

 

Для германских племен Северной Европы мир не делился на землю, “рай” и “ад”. По их представлениям, это была сложная цепь взаимосвязанных миров, которые, согласно “Эдде”, возникли, когда Муспелльхейм, вселенная Огня на Юге, столкнулась со вселенной Нильфхейм на юге в Великой пустоте Гиннунгапап. От этого союза родились великан Имир и корова Аудумла. Слизывая лед, Аудумла создала человека, Бури. От Бури возникли Борр и жена его, Бестла, породившие Водена-Одина, Вилли и Ве. Дети Борра убили Имира и из тела его создали Девять Миров и Мировое Древо, поддерживающее Вселенную, за пределами коей находится Утгард, “то, что вне простанства”:

(норв.)Иггдрасиль / (англ.-сакс.) Эйрменсулл / (сакс.) Ирминсул

Мировое Древо, растущее из Истоков Мира, на котором покоятся сочетающиеся Миры.

(норв.) Нильфхейм / (англ.-сакс.) Нифолхам

Туманный Мир, находящийся на метафизическом севере Мидгарда, под миром Хелль, созданный из чистого Холода и Льда, окутанного туманами. Пройти сюда можно вплавь, по Мировым рекам, стекающим в Утгард.

(норв.) Асгард / (англ.-сакс.) Эсагейрд или Хейфонрике

Это слово переводится как “владения Асир (Эсе)”, мир богов. Асгард находится на равнине над Мидгардом, и достигнуть его можно несколькими способами: через Бифрест ( или Асбру) , радужный мост, соединяющий мир людей с миром богов; через Хелль, по мосту Гьялларбру; через Темный Лес Мюрквид, что отделяет Асгард от Муспелльхейма; по рекам, текущим у Асгарда (здесь обычно ходит Тунор-Тор, ведь мосты слишком хрупки для него). В Асгарде множество дворцов – Валаскьялф, дворец Водена-Одина; Бильсскирнир, дворец Тунора-Тора; Фенсалир, дворец Фриге-Фригг; Вингольф (англо-сакс. Вюнгейрд), дворец богинь; Глитнир, дворец Форсеты и Вальхель (англо-сакс. Вэлхейльф), обитель павших.

(норв.) Йоттинхейм / (англо-сакс.) Эйтенхам

Здесь – обитель Йотнар (англо-сакс. Эйтенас) , великанов-эттинов, и Железный Лес “Ярнвид”. Находится он на севере Мидгарда.

(норв.) Альфхейм / (англо-сакс.) Эльфхам

Мир альвов-эльфов, дарованный богу Фреа, прекраснейшая вселенная с чудесными обитателями. Многие считают, что находится он возле Асгарда.

(норв.) Мидгард / (англо-сакс.) Миддангерд

Мир людей, лежащий в центре Девяти Миров, окруженный океаном и огромной стеной, созданной богами для зашиты.

(норв.) Муспелльхейм / (англо-сакс.) Муспелль

Мир чистого Огня, коим правит эттин Сурт. Подобные ему же существа населяют Муспелль.

(норв.) Хель / (англо-сакс.) Хелл

Нижний Мир, находящийся подле Нифльхейма под Мировым Древом, загробный мир. В отличие от христианской мифологии, здесь – мир, где мертвые находят успокоение. Достичь его можно по дороге Хельверг, кровавой реке Гьолль и пещере Гнипахеллир. Адские врата, Хельгринд или Нагринд, охраняют женщина-эттин Модгуд и ее гончий пес Гарм.

Ниже Хель находится дворец богини смерти Хель, Эльвиднир, окруженный стеной Фалланда Форад. Под ним лежит мир казней грешников, Квьолльхейм, с огромным логовом гадюк, Настрьонд или Настранд (англо-сакс. Вюрмселе, “зал змей”), где на преступников вечно капает змеиный яд.

(норв.) Свартальфхейм – обитель Сватальфар или Доккальфар, “темных альвов”.

Некоторые относят их к племени эльфов, некоторые – к гномам. В этот подземный мир можно пройти через мидгардские пещеры.

(норв.) Ванахейм / (англо-сакс.) Ванахам

Мир Ванир (англо-сакс.Вены), из второго колена Богов, к коему принадлежат Фреа-Фрейр и Фрео-Фрейя. Лежит он к востоку от Мидгарда , и, подобно Асгарду, славен своими дворцами.

(норв.) Урдарбрунн / (англо-сакс.) Вюрдесбурне

Урдарбрунн, или ключ Вирд у корней Мирового Древа. Здесь обитают норны, и здесь же Боги собираются на совет.

 

© Swain Wodening “The Nine Worlds in Anglo-Saxon Cosmology”

Swain Wodening’s Asatru and Germanic Heathenry Webpage

© 2000 translations by Shelley