Хайнрих Шильд

Светильник Йоля

Что же это такое - “Светильник Йоля” (Yulleuchter) ? Выглядит просто – небольшой подсвечник из обожженной глины, полый внутри, сужающийся кверху, по форме напоминает гору или башенку, диаметром около 3 см, около 7 см. в высоту. По четырем его сторонам вырезаны сердца (т.н. “сердце Ирты”) и руны Хагал. Одна восковая свеча ставится внутрь, вторая – сверху.

“Светильник Йоля” используются различными новоязыческими и ариософскими общинами во время различных ритуалов, в частности - на праздниках Солнцестояния и Равноденствия.

Напомним, что в традиционном европейском понимании Год основан на четырех цикличных положениях Земли по отношению к Солнцу, даты которых соответствуют четырем основным годичным праздникам у последователей возрожденного германского язычества и ариософов:

 - Весеннее Равноденствие, праздник Остары (Ostara-Feier), символизирующий возрождение Солнца. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Lenzing), вначале зажигают нижнюю свечу, а затем, в конце ритуала, эта свеча переносится на вершину светильника.

- Летнее Солнцестояние (Mittsommer-Feier), символизирующий Солнце, вошедшее  в полную силу (бога Бальдура). Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Brachmond), свеча горит только на вершине светильника.

- Осеннее Равноденствие или Осенний Тинг (Herbst-Thing) – праздник, символизирующий начало нисхождения Солнца в Мир Иной. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Scheiding), свеча зажигается на вершине светильника, а затем переносится вниз.

- Во время Зимнего Равноденствия в течение 12 или 13 ночей проводятся ритуалы праздника Йоль (христианское Рождество) (прим.переводчиказначение этого слова до сих пор туманно; большинство исследователей трактуют его как “Поворот Года”; впрочем, по значению ему близок и корень “юл-” в русском слове “юла”). В первую ночь, которая зовется “Материнской” (Mutternacht – 20 число месяца Julmond), свеча все время горит внизу. В (пред)последнюю, “Двенадцатую ночь” (Zwoelfnacht – 31 число месяца Julmond) по окончанию ритуала свечу снова переносят наверх – это Солнце, просыпающееся, чтобы вернуться на Землю из мрака Иного Мира.

Когда-то, во времена христианской экспансии, эти традиции были забыты, и оставались лишь в некоторых деревнях. В современный же мир они, вместе со “Светильником Йоля”, возвратились в первой половине XX века, благодаря переводу “Хроник Ура-Линда”, сделанного Германом Ф.Виртом в 1933 г., который в комментариях к переводу дал подробное описание одного из таких светильников, находившихся в коллекции Норвежского Королевского Музея в Стокгольме.

Для кого-то это прозвучит как авторитетное доказательство, а у кого-то, напротив, вызовет полное неприятие. Так или иначе, после назначения Вирта президентом общества “Анэнэрбе” по его рекомендации было введено обязательное использование “Светильников Йоля” в различных ритуалах СС. (прим. переводчика - тех, кто подробно интересуется этим вопросом, мы направим к первоисточникам, из которых можем посоветовать работу Фрица Вайцеля “Die Gestaltung der Feste im Jahres-und Lebenslauf in der SS-Familie” (в английском переводе Чарльза Баргера – “The SS Family: Procedure for Conducting Family Celebrations”). Эту книгу можно заказать в издательствах Europa Germanic Traditions Ltd.” или же на сайтах обществ Knights of Runes и Armanen.Order.

После окончания Второй Мировой, тем не менее, традиция использования “Светильников Йоля” продолжалась – ибо многие, к счастью, поняли и сумели объяснить остальным, что этот культовый предмет есть древнеевропейская реликвия, но никак не “предмет нацистской идеологии”…

 

источник: H.W.Schild, “The Sippen Julleuchter”, “Militaria”, Nov.-Dec.2000
оригинал находится на официальной странице арманистской общины
Irminsul Volksstamm,
 членами которой являются Маркус Вольфф, Иэн Рид, Майкл Мойнихан и Аннабель Ли

© 2002 перевод Shelley

 

Copyright ©2002 Seidr webzine