Доминик Тишледер
Интервью с Зеэной
(Radio Werewolf, Church of Satan, Temple of Set, Werewolf Order)

    Весной прошлого года в Берлине мне и одному моему другу посчастливилось увидеться с Зеэной Ла Вэй (Zeena La Vey) и Николасом Шреком (Nikolas Schreck) - да-да, тем самым “адским дуэтом” Radio Werewolf! Они позволили мне взять у них большое интервью, фрагменты коего я и представляю на ваш суд.

    Напомню, что Radio Werewolf, вписавшие свое имя в историю “оккультной музыки”, принадлежат к субкультуре, известной как “сатанисты”. Зеэна, дочь Антона Шандора Ла Вэя, некоторое время была Верховной Жрицей американской “Церкви Сатаны” (Church of Satan), а затем вместе со своим мужем Николасом Шреком основала секту “Орден Верфольфа” (Werewolf Order), рупором которой и был таинственный музыкальный проект Radio Werewolf, просуществовавший около 10 лет.

   В настоящий же момент, оставив музыкальную деятельность, оба занимают верховные посты в другой оккультной организации, “Храме Сета” (Temple of Set).

   Зеэна и Николас, по их собственным словам, имеют все основания с пренебрежением смотреть как на деятельность “Церкви Сатаны”, так и на личность Антона Ла Вэя. Чтобы не повторять неоднократно сказанного, я отсылаю читателя к их эссе “Ла Вэй: мифы и реальность” (прим. переводчика: оригинал - “La Vey: Legend and Reality” - выложен на http://home.vest.net/re-jo/library/anton.htm. Более подробный материал содержится в книге Майкла Аквино “The Church of Satan”, которую можно найти здесь. Заранее предупреждаю - этот монументальный труд на тысячу страниц весит около 10 Мб).

   Впрочем, у меня нет никакого желания развенчивать образ “сатанинского гуру” в глазах его последователей - ведь, в конце концов, “Церковь Сатаны” дала миру множество талантливых музыкантов и художников, да и сам Антон Шандор в свое время писал достаточно талантливые книги (взять, к примеру, сборник ранних эссе “Записные книжки Дьявола”).

   Стоит, пожалуй, упомянуть и о “Храме Сета”. История его началась в 1975 году, когда будущий основатель Ордена Майкл Аквино (Michael Aquino) получил, по его словам, “послание от Сатаны”, опубликованное вскоре под названием “Книга Продвижения по Пути Ночи” (“Book of Coming Forth By Night”), в котором Аквино предложил называть Сатану “его истинным и древним именем - Сет”.

   “Храм Сета” - инициатическая организация, относящаяся к Пути Левой Руки - традиции, которую по идеологическим причинам на Западе называют “сатанинской”, хотя на деле “Путь Левой Руки” есть ничто иное, как рационально используемая технология внутреннего развития (rationally intuited spiritual technology), цель которой - реализация себя как божества, самообожествление (self-deification). В качестве ролевой модели мы выбираем древнеегипетского бога Сета - архетип Обособленного Сознания (Isolate Intelligence), но никак не древнееврейского бога Сатану - архетип Бунта против Космической Несправедливости. Несмотря на это, часть нашей практики - разрушение социальных конструкций в сознании (deconstruction of socially constructed mind), так что мы, действительно, некоторым образом начинаем наш путь с Бунта, и в этом смысле мы можем называться “сатанистами”; но, поскольку мы ставим себе целью осознанно заменить навязанные нам социальные конструкции на индивидуальные (individually chosen construction), сами мы предпочитаем термин “сетианцы” (Setian). Мы не испытываем никакого “религиозного” интереса к образу Сатаны, а “поклоняемся”, надо заметить, не Сету, но индивидуальному потенциалу, заложенному в каждом из нас.

Дон Вебб (V ступень, Верховный Жрец Храма Сета), “Тьма, что скрыта во тьме”

   Подобно многочисленным организациям кроулианского и пост-кроулианского толка, в основе идеологии “Храма Сета” лежит раскрытие “истинной и безграничной индивидуальности” через отказ от “навязанных условностей и ограничений, наложенных на человеческое Я”. Символом этого процесса является “слово эона Сета”, XEPER (произносится как “хефер”), что приблизительно можно перевести как “становление”.

   Один из жрецов “Храма”, Джеймс Льюис, в эссе “Реманифестация: Сила слова” (Remanifestation: the power of a Word) описывает “ролевую модель Сета” следующим образом:

Представим себе Сета как космическое сознание, развившееся в достаточной степени, но, вместе с тем, не ставшее всеобъемлющим и бесконечным. Потенция этого само-осознания, подобно прометеевой искре, присутствует в каждом из нас и стремится к само-реализации, замыкаясь, однако, в ходе этого процесса, на самой себе, подобно змею, схватившему себя за хвост.

   Для этого в “Храме Сета” используются самые разнообразные техники “расширения сознания” и всяческим образом поощряются исследовательские работы в области как архаичных, так и современных техник самореализации: от древнескандинавского сейда до психоделических и психологических экспериментов.

   Одновременно с тем “Храм Сета” ставит достаточно жесткие условия для членства в своих рядах, и оставляет за собой право немедленного исключения при нарушении этических норм, установленных “Храмом”, закрытой организацией, которая со дня своего основания и официальной регистрации в 1975 году и до недавнего времени сохраняла полное молчание.

    Лишь за последние несколько лет, в связи со сменой руководства, “Храм Сета” стал проводить не столь жесткую изоляционную политику; как следствие, в Интернете был создан официальный сайт “Храма”, куда и направляем вас, буде возникнет дальнейший интерес…

   Но - начнем наше интервью.

Зеэна, Вы с мужем занимаете высокие посты в оккультной организации, известной как “Храм Сета”.
Не могли бы Вы рассказать поподробнее, чем же Вы там занимаетесь? -

   Прежде чем рассказать что-либо о “Храме Сета”, я бы начала с рассказа о том, что же привело меня сюда; ведь с того, момента, как я оставила “Церковь Сатаны”, я не присоединялась ни к одной из подобный организаций… Я не из тех любителей “ролевых игр”, которые, так или иначе, присутствуют в любом оккультном обществе; мне хватало этого по горло еще в “Церкви $атаны” (вот так вот!). Короче говоря, во мне достаточно здорового скептицизма, который основан, прежде всего, на знании законов социальной динамики... Лишь после долго общения с посвященными в “Храм Сета” я убедилась в том, что они действительно говорят то, что думают, что они на самом деле понимают, что такое “Сет”, и что деятельность их дает совершенно конкретные результаты. Но, даже несмотря на это, решение вступить в “Храм” стоило мне больших усилий… Лишь в 1995 году я огласила свое намерение и сделала окончательный выбор.
В настоящий момент я являюсь Магистром Храма (IV степень) и Гроссмейстером одного из его подразделений, “Ордена Сехмет”. Цель нашего “Ордена” - изучение магии в “сетианском контексте”, основываясь на ключевых принципах, изложенных в наших текстах. В этом ключе мы изучаем философию Гурджиева, Лавкрафта и Кроули, занимаемся сновидением, астрологией, йогой, рунической магией, исследуем феномены бессмертия, “магии Хаоса” и вампиризма. Кроме того, я несу ответственность как за обучение, так и за посвящение в ту или иную степень. А то знаете, некоторые приходят и заявляют: “Да, я хочу быть посвященным! Мне нужен Сет!” Обычно я отвечаю так: “А нужен ли ты Сету?”…

В одном из ранних интервью журналу “Fifth Path” Вы, объясняя свое решение эмигрировать из США в Европу (в Вену, если говорить конкретнее), назвали Соединенные Штаты “тонущим кораблем”. Не изменилось ли Ваше мнение после нескольких лет проживания в Старом Свете?

   Знаете, в отличие от других с самого раннего возраста мне было чуждо понятие “чувствовать себя как дома”. Не знакомо мне и чувство “солидарности с родиной”, равно как и так называемой “ностальгии”. Я всегда в поиске нового поля битвы, и в этом смысле у меня много общего с “вечным беспокойством” Сета. Коли “ищешь бури”, то пару раз объехать мир - не такая уж и проблема.
Да, что касается США. Скажите на милость, что мне делать в стране, полной невежественных и неведающих христиан, охотящихся за “последователями всемирного зла”? Вся эта “война против терроризма” - в которую американцы, к тому же, пытаются втянуть и Европу - до боли напоминает мне средневековую “охоту на ведьм”. Лично мне то, что я вижу в сегодняшней Америке, кажется фатальными последствиями какого-то грандиозного эксперимента, который длится уже 200 лет. Какой там “Новый Свет” - в стране, где процветают преступность и религиозный фанатизм! Нет уж, спасибо, лучше я еще немного поживу “в ссылке”…
Европа? Надо сказать, что я всегда была сторонником европейской цивилизации. И, что немаловажно, европейской погоды. Почему именно Вена? Вообще-то, вначале мы с Николасом хотели выбрать Берлин. Впервые мы очутились там в 1989 году, и уже тогда у меня возникло ощущение, что вернемся мы сюда еще не раз… Знаете, мы тогда решили посетить Восточный Берлин и, на всякий случай, рядом с контрольно-пропускным пунктом, разделявшим ГДР и ФРГ, сделали небольшой ритуал. Совпадение это или нет, но через девять дней после этого разрушили Берлинскую стену… Вот, а потом мы вернулись в США и уже было хотели уехать в Германию, но, взвесив все “за” и “против”, решили, что стоит подождать, пока ситуация в стране окончательно не уладиться, и выбрали Вену.

Ваша жизнь, начиная с “сатанинского” крещения в 1967 году, являет собой одну из самых впечатляющих карьер, сделанных женщиной в современном оккультном мире… Так вот, среди “поп-оккультистов” бытует точка зрения, что сатанизм есть некая форма “Тантры Левой Руки” (или, коли уж мы говорим о западном ее воплощении, назовем ее “Vama Marga Tantrismus”). Насколько мне известно, в Тантре женщина занимает достаточно видное место. Так скажите же, какую роль “женщина” в Вашем понимании играет в “сатанизме”?

  Во-первых, я давно уже не причисляю себя к “сатанистам”, хотя и не отрицаю этого учения. Можно сказать и так - ко всему прочему, я еще и “сатанистка”, хотя для меня этот термин не имеет ничего общего с концепциями “популярного сатанизма”; в моем представлении это - некая сложная форма магического мировоззрения (Weltanschauung)…
Как Вы уже сказали, существует определение сатанизма как “разновидности Пути Левой Руки”. Однако то, что вкладывают в это понятие безграмотные последователи “оккультных наук”, абсолютно некорректно. Для человека Востока Тантра, в ее классическом понимании, означает поклонение женской энергии, “Шакти” на санскрите; цель этой практики - реализация себя как Бога посредством интеграции двух противоположностей, мужского и женского…
Конечно же, это не имеет ничего общего с западной концепцией “сатанизма”, которая - не более чем набор примитивных “законов мачо”, ранее облегавшихся в форму “теизма”, “атеизма” и “социал-дарвинизма”. На основании этого многие почему-то считают, что мужчина в “сатанизме” играет первостепенную роль, хотя, по сути дела, это всего лишь очередная уступка “общественному договору”, подслащенная нездоровыми спекуляциями на тему “сатанинской инициации”.
Лично мне кажется, что мужчины чувствуют склонность к “сатанизму” как раз из-за того, что они, осознанно или нет, стремятся к реализации своей скрытой женской энергии. Что касается женщины, выбравшей “Путь Левой Руки”, что для нее самое главное - понять, что она - сама себе Путь, сама себе жрец, сама себе Бог, поскольку в данном случае именно женщина является первопринципом этой Традиции. Увы, пока лишь немногие понимают это. Для большинства же “тантристок” Путь превращается в игру под названием ”Ой, смотри, новый мальчик!”. Они довольствуются ролью пассивной игрушки при своем визави, превращаясь в “оккультных групи”, что, в конце концов, отрицательно скажется как на этих женщинах, так и на их мужчинах.
Тем не менее, в истории современного оккультизма существуют действительно сильные женщины. Скажем, Мари де Нагловска, что в 30-х годах основала в Париже школу сексуальной магии; или Розалин Нортон - превосходная художница, посвятившая себя оккультно-эротической тематике. Если же говорить об экзерсисах пары Джек Парсонс - Камерон Парсонс, то здесь, по моему разумению, основная роль принадлежала именно Камерон. Еще один пример “реализовавшейся Шакти” - Лилит Аквино, чей вклад в создание “Храм Сета” не меньше, чем у мужа ее, Майкла… Я средь них - не более чем скромный пример настоящего пути Женщины. Хочется верить, что это - только начало.

О Вас и Вашем муже ходит множество самых невероятных и порой довольно грязных слухов. Скажите, у Вас никогда не возникает обиды по поводу того, что кто-то сочиняет лживые истории про Зеэну и Николаса?

   Да нет, это просто смешно. Вы еще спросите меня, не чувствую ли я себя виноватой по поводу того, что раскрыла всю подноготную “Церкви Сатаны”! Нет, нисколько не обижаюсь. Мало, что там выдумывают больные люди… спорить с этими придурками - все равно, что лаять на бешеных собак; у таких любая телезвезда, у которой вокруг головы нарисован нимб, уже считается “магом”…
Если говорить о тех последователях “Церкви Сатаны”, которые продолжили дело моего, простите за выражение, “отца”, то их возмущение объясняется очень и очень просто - они всего лишь защищают “культ личности”. Конечно же, они ненавидят нас с Николасом - за то, что мы не просто разрушили всю систему их ценностей (включая и самого основателя культа), но и ясно показали то, что культ этот - обычное надувательство.
Вообще-то каждый разумный человек обязан если не постоянно сомневаться, то, по крайне мере, время от времени анализировать свои взгляды, особенно - в ситуациях, подобных той, что сложилась в “Церкви Сатаны”. Они же вместо этого следуют догмам и промывают мозги самим себе. Как дети, которые никак не поймут, что отец их - наркоман. Даже если они увидят на руках его следы от уколов, то припишут это комариным укусам. И так до тех пор, пока их отец не сядет за решетку.
То же самое и с последователями Ла Вэя. В любом случае они не перестанут называть “черное” - “белым”. Даже если во всех магазинах будут продаваться диски Жоржа Монтальбы, музыку которого присвоил Антон Ла Вэй, последователи “Церкви Сатаны” назовут это “фальсификацией” - причем включая не только Монтальбу, но и всех дистрибьюторов, всех рабочих на фабрике дисков, сами эти фабрики, вкупе с самолетами и пароходами, на которых перевозились альбомы, не говоря уже о музыкальных журналах… Вся соль в том, что мы с Николасом стали этаким “сатаной” для “сатанистов”. Ведь тот, кто осмеливается критиковать религиозные догмы, обязательно будет объявлен “еретиком”. Каждому культу необходим “внешний враг”, на которого будут сваливать все неудачи. Так что я даже рада, что смогла наполнить жалкую и бесцельную жизнь “лавеевских сатанистов” хоть каким-то смыслом. Скажу еще сильнее - их ненависть играет мне на руку, и вместо того, чтобы “стереть меня с лица земли”, они в очередной раз вписывают мое имя в книгу истории. В общем, я не хочу иметь ничего общего с “occult community”, которое состоит из жалких неудачников, лелеющих комплексы неполноценности…

В разгар “анти-сатанинской кампании”, бушевавшей в середине 80-х, Вы довольно часто появлялись на американском телевидении (например, в передачах Риверы и Ларсена), вступая в открытую полемику с христианскими фундаменталистами. Не могли бы Вы рассказать нам о каких-нибудь характерных эпизодах того времени?

  Я, вообще-то, не люблю всякие публичные выступления - как и интервью, кстати. Просто в 1985-90 годы в США разгорелась очередная эпидемия охоты на ведьм, и единственной целью моих выступлений было продемонстрировать аудитории, что сатанисты, как и последователи любых иных духовных традиций, не собираются терпеть религиозной дискриминации в любой ее форме. А дело шло именно к этому. К сожалению, наиболее горячие баталии, как всегда, остались за кадром. Напомню, что началось все в мае 1985 года, когда в программах новостей начали появляться “репортажи”, изготовленные студией “20/20”, в которых речь шла о “преступлениях на почве сатанизма” и “угрозах сатанинской расправы”.
После чего, естественно, аудитория (не без помощи определенных религиозных организаций) решила, что в рамках “сатанинских культов” ежегодно умертвщляются тысячи детей. Причем находились даже некие свидетели этих “кровавых обрядов”, все как один (с чего бы это?) ревностные христиане, да к тому же с психическими отклонениями - по их словам, “от пережитого ужаса”.
Мой, с позволения сказать, “отец” решил не вмешиваться в это, и милостиво предоставил дело мне. Между прочим, не думайте, что подобные выступления на телевидении были таким уж невинным делом; часто я оказывалась в достаточно опасных ситуациях, не говоря уже о многочисленных угрозах со стороны христиан. Единственное, что помогло мне выстоять - ощущение того, что я выступаю против настоящего зла, спасая моих духовных соратников от тех, чье сознание было отравлено “сатанинской угрозой”.
Честно говоря, вряд ли с этими людьми можно было хоть как-то “полемизировать”. Важно иное - на публике появился настоящий “сатанист” из плоти и крови, который не имеет ничего общего с бредовыми “дьяволопоклонниками”.
Но, что ни говори, это был полезный опыт. Я не только ознакомилась с механизмами манипуляции общественным сознанием, но и сама научилась кое-чему в этой области. И, вдобавок, я узнала многих своих соратников с плохой стороны. Я выходила против христианских фанатиков с высоко поднятой головой и была готова любой ценой отстоять честь моего Учения - но мало кто из моих соратников решился поступить точно также, рискнуть пусть не жизнью, но общественным положением. Когда же все поутихло, они мгновенно повылезали изо всех щелей, делая вид, что поддерживали меня все время - мол, “и мы пахали!”. Это и заставило меня насторожиться, повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в рядах “Церкви”. Вот тогда-то и началась моя новая жизнь - когда я решила, что не стоит жертвовать собой ради культа Ла Вэя. Пора идти по своему Пути…  

интервью опубликовано в журнале Black (№26)
фрагменты текстов “Храма Сета” взяты с сайта
http://www.xeper.org публикуется с незначительными сокращениями

  • © 2003 перевод Shelley

  •  

    Copyright ©2003 Seidr webzine