Zero Kama
“The Secret Eye of LAYLAH / The Goatherd and the Beast”
MC © 1983-1984 Nekrophile Records
LP © 1987 Permis de Construiere
CD © Permis de Construiere

…Аккумулировать вещи, которые обычно скрываются или умалчиваются средствами массового контроля над сознанием, как-то: сведения о психических заболеваниях, освобождение закрепощенной сексуальности, либо, как в случае с Nekrophile Records – сам факт Смерти, который часто становится объектом подавления во всех проявлениях современной цивилизации.

Непосредственно вторгнуться в тайные и подавленные области человеческой души, дабы бунтующий индивидуум получил доступ к этим скрытым силам, и, тем самым, способствовать его, индивидуума, развитию на пути к освобождению и самореализации. Тем самым - самореализация посредством сил, скрытых в подавленных формах коллективного бессознательного, и свобода (само)выражения при помощи примитивнейших форм сексуальности являются наиболее эффективными средствами ниспровержения систем массового контроля…

Это, в процессе нашей работы, привело к тщательному изучению трудов Алистера Кроули, оказавшего влияние на все наши последние записи. Его философию Телемы – Делай, что хочешь – таков Закон! – мы приняли как свою собственную… Эффективный синтез Магийи (простите за столь хулиганский перевод термина Magick – прим. переводчика), подрывных идей и экспериментов с техниками де- и ре-программирования новых структур в сознании индивидуума…
(Майкл Де Витт
“Zero Kama: фундамент новой цивилизации, журнал “U-Bahn”, vol.2, no.2, 1988)

 

            Zero Kama, он же австриец Майкл Де Витт, он же брат Эдем 77, - наверно, один из лучших после Psychic TV образцов - а) раннего ritual industrial, б) пост-кроулианского искусства, в) концептуальной оккультной музыки.

Все инструменты на “The Secret Eye of LAYLAH” – духовые и перкуссионные - изготовлены самим Де Виттом (что уже заслуживает уважения) из человеческих костей и, в большинстве своем, представляют собой очень хорошие копии соответствующих тибетских инструментов.

            Как следует из информации, данной на обложке одного из первых изданий, “альбом записывался в течение 23 дней и посвящен символу Laylah – сиречь ночь и смерть, - а также его числовому эквиваленту, Oz, - козлу, неконтролируемой сотворяющей сексуальной энергии, что символизирует идентичность двух противоположных сил в этой благой вселенной, полной красоты и силы, в коией Любовники могут найти экстаз в Пане. Кто пожелает войти в этот мир тьмы, где обитает Великий Козел, да пройдет сквозь печать Oz на обложке альбома”.

            Если говорить о музыке – для “Тайного ока LAYLAH” характерно обилие “ритуальной” (как сказал бы оккультист; я же назвал бы это упрощенными вариациями на тему арабской музыки) перкуссии на фоне мягких эмбиентных шумов, созданных, по большей части, при помощи простых эффектов обработки. Слушается, тем не менее, приятно и без скуки. Правда, немного смешно звучит первая композиция “Death Posture”, где Де Витт при помощи delay и грудного голоса пытается копировать тибетский хор (в конце концов, в Европе первые мастера обертонального пения появились уже в конце 60-х), но уже на третьем треке “Night of Matter” все приходит в норму – звучит одновременно и очень аутентично, и очень авангардно.

            Вообще, существует две версии этого альбома. Первая, оригинальная, была записана в 1984 году на четырехдорожечную студию, и была издана в формате аудиокассеты на собственном лейбле Де Витта, Necrophile Records. Затем, в 1987 году, запись была пересведена и выпущена уже как LP на французском лейбле Permis de Construiere, каковая версия и была издана тем же лейблом в начале 90-х на CD.

Что смущает, так это обилие не очень хорошего delay-эффекта, наложенного почти повсюду, причем к месту и не к месту. Непонятно, зачем и для чего, и то ли он присутствовал изначально, то ли был наложен при позднейшем сведении. Наверно, в этом тоже есть какой-то тайный смысл.

А с чего вообще началась эта история с инструментами из человеческих костей?

…Я хотел записать что-нибудь, связанное с именем LAYLAH и числом 77, и я начал записываться с друзьями, и результаты были не очень хорошими, и я проконсультировался с И Цзин”, и мне был дан знак, который я не понял вначале, что-то вроде “место”, сейчас точно не помню, и было написано что-то про гору, и башню на горе, и путешествие… точно, 20-ая гексаграмма, “Кань”… и решил – надо поехать куда-нибудь и расслабиться… Но это была не очень верная интерпретация. Вскоре я вспомнил, что километрах в ста от Вены есть старое кладбище, а на том кладбище – не помню, как это по-английски? – место, где лежат кости, извлеченные из земли… что за слово?… Такой байнхаус…

Beinhaus? (роется в англо-немецком разговорнике) …Склеп?

Да-да, склеп… И я вспомнил, что там очень легко достать кости, об этом мне и сказал И Цзин”, пойти в склеп и найти там материал для записи “Тайного ока LAYLAH”. А слово Laylah тоже, в каком-то смысле, означает Смерть”. То есть – “ночь” и “смерть”, да-да, это еврейское или арабское слово, означающее “ночь” и “смерть”, так что было понятно – для записи нужны кости, и я поехал туда, и достал штук девять-десять черепов, а потом отправился на Венское кладбище и нашел там штук пятьдесят костей, и начал делать инструменты…

Что, прямо вот просто так взяли и нашли кости?

Ну да, если хорошенько поискать – их там много вокруг валялось. Впрочем, там, где они были, уже их нет…

И сколько времени заняло изготовление инструментов?

Что-то около двух месяцев, да, два или три месяца…

(интервью Карла Шмидера с Майклом Де Виттом для журнала “Unsound”, 1985 год)
(в данном фрагменте переводчик попытался передать неповторимое очарование англо-немецкого языка, на котором ведется интервью
)

На “The Goatherd and the Beast” собраны все остальные релизы проекта Zero Kama. Так, “Prayer of Zos” (текст Остина Спэра) и “Seven Nights of Tantra” были изданы на компиляции “The Archangels of Sex” (Necrophile Records, позже переиздана в CD-формате на Staalplatt); “Liber AL I.13” (фрагменты текста Кроули “Liber AL vel Legis”) – на лимитированной телемитской компиляции 1987 года “Q.E.D.” (в которой, кстати, помимо Zero Kama, приняли участие Laibach, Z’ev, Einstuerzende Neubauten, SPK, Chris & Cosey…); “V.V.V.V.V” – собственно, дебютная запись Zero Kama 1983 года, – вышла на компиляции “The Beast of 666” (опять же Necrophile Rec., переиздана как СD на том же Staalplatt). Все они, будучи вырванными из контекста, воспринимаются как неплохой образчик гитарной гаражной психоделии, в меру грязной и сумасшедшей, очень наивной и чуть-чуть концептуальной. Парадоксально, но я внимал этому с гораздо большим интересом, нежели чем не очень внятным экспериментам “The Secret Eye Of LAYLAH”.

Исключение составляет “V.V.V.V.V” - очень недурственное исполнение тибетского ритуала, которое сразу же переносит нас на 10 лет вперед, в Москву, на Фабрику Кардинального Искусства, к проекту “Purba”…

“…создать и продемонстрировать что-то, что можно считать адекватным так называемому “искусству примитивных культур”, где все имеет функциональное и магическое значение, и не может рассматриваться вне этого контекста… Нынешняя музыка… деградировала до слепого следования “стилю” и нескольким символам, превратившись в очередную “моду”, лишенную внутреннего содержания… Это произошло и с так называемой “индустриальной” культурой, равно как и с большей частью “ритуальной” музыки, или любой другой музыкой, существовавшей в этом контексте...  Потому Zero Kama не является ритуальной музыкой”: скорее, это само по себе есть некий ритуал…”

(Майкл Де Витт, “Zero Kama”, 1984 г.)

…Что еще сказать? Понравится вам это или не понравится, но данная запись - часть истории, о которой иметь представление просто необходимо. В любом случае, это не очередные эпигоны начала XXI века, а легендарные индустриальные 80-ые…

При написании рецензии были использованы
материалы с сайта Майкла Де Витта:
http://www.ananael.at/dewitt/home.htm

Shelley