То, как кельты представляли своих богов, сейчас уже нелегко узнать. В каждой из известных легенд люди никогда не называли истинного имени бога, говоря: "Я клянусь теми богами, которыми клянется мой народ...". Такая завеса тайны хранила богов от любопытных зорких глаз посторонних, так как только члены своего племени могли принимать участие в служении ему, и только они могли знать его или ее имена и титулы. Таким образом, наше знание кельтской мифологии основано на смеси не совсем точных археологических результатов и многократно переписанных текстов раннего средневековья.

Кэйтлин Мэттьюз "Кельтские традиции"

Традиционный образ викканских божеств — это богиня, увенчанная полумесяцем, и рогатый бог. Изображения этой божественной четы часто встречаются в Южной Европе: например, Диана и Пан или Артемида и Дионис. В древней кельтской иконографии мы находим изображения лунной богини и рогатого бога. Но такого изображения, где эти фигуры были бы нарисованы вместе, просто не существует. Например, кельтская лунная богиня Черридвен была женой Тегида, а вовсе не Цернунноса, кельтского рогатого бога.

Ниже в этой главе мы рассмотрим несколько возможных объяснений этому странному факту.

В основном наши знания о кельтской религии опираются на найденные изображения и надписи времен господства Рима. Кельты железного века крайне редко изображали своих богов, и ни о каких культурных или артистических традициях в этом случае речь не идет. Но впоследствии, под влиянием римского изобразительного искусства, неожиданно появляется множество изображений кельтских богов.

В своей книге “Символы и образы кельтского религиозного искусства” (1989) Миранда Грин указывает на распространенную гипотезу о том, что те кельтские боги, изображения которых существуют, появились уже после подчинения кельтов Риму и образования римско-кельтских провинций. (Миранда Грин изучает кельтскую историю и преподает в Уэльском университете, а также является почетным профессором центра уэльских и кельтских исследований). Однако она сама считает, что большинство из изображаемых богов существовали и в доримскую эпоху, хотя облик многих из них и был изменен под влиянием римской культуры. Вот что она пишет по этому поводу:

“Римляне принесли на земли кельтов традицию представлять богов в виде изображений, причем моделями для их создания являлись настоящие живые люди и животные. Художники использовали их как основу, на которой строился образ-проекция божества. ...И только позднее римские концепции божества были переняты местным населением, переработаны и включены в систему здешних религиозных верований”.

Утверждение Миранды Грин таково, что то искусство, благодаря которому появились и дошли до нашего времени изображения кельтских богов, в значительной степени является отголоском художественных традиций Средиземноморья. Она пишет, что некоторые изображения кельтских божеств впервые появились только при римском правлении. Среди таковых она перечисляет изображения Богини-Матери и божественной четы. Во всяком случае, проследить за тем, не появились ли эти изображения раньше, не удавалось. Кэйтлин Мэттьюз в своей книге “Хозяйки Озера” (1992) подчеркивает, что у кельтов вообще отсутствовал миф о сотворении мира, поэтому и образ богини появился у них только под влиянием этрусских и римских верований. Не будем отбрасывать и такую возможность, что ранние изображения божеств существовали, но были запечатлены в дереве и поэтому разрушились задолго до нашего времени. Впрочем, этого могло и не быть. Вспомним, что в III в. до н. э. кельтский король Бреннус насмехался над греками по поводу того, что те изображали своих богов в облике, сходном с человеческим.

Вторжение индоевропейских кочевников в Центральную Европу привело к резкому упадку местного неолитического культа богини.

Кельты появились в Центральной Европе уже спустя много веков после того, как культ богини в Старой Европе претерпел изменения под влиянием установившегося патриархального уклада.

В одиннадцатой главе я буду обсуждать культ Богини-Матери в доримской религии кельтов, а также расскажу о племенах богини Дану*, служивших богине. Но сейчас мы поговорим о том, что же есть божество в викканской религии, а также постараемся проследить за корнями викканской теологии, уходящими в глубь истории. Вообще, можно сказать, что представления большинства виккан о божестве связаны с образом созидающего источника, сочетающего в себе мужское и женское начала. Эти начала персонифицированы в образах богини и бога, имена которых многочисленны и могут различаться в различных викканских религиозных течениях. Однако существуют такие разновидности викканской веры, в которых богиня считается божеством, которому присуще как мужское, так и женское естестве.

В викканской теологии общепринятое толкование таково, что бог и богиня являются символами противоположностей, существующих в природе. В природе существует разделение на мужские и женские особи. Это сделано специально для цели воспроизведения потомства. Конечно, есть некоторые существа, типа улиток, имеющие одновременно мужские и женские половые органы и могущие саморазмножаться. Но для большинства живых существ природа предусмотрела разделение полов. Мы заключаем отсюда, что некие противоположные, полярные начала присутствовали при самом акте творения, а их наличие отражено в природе вот таким образом.

Древняя аксиома “что выше, то и ниже” напоминает, что физическое, материальное измерение мира является отражением духовного измерения. В первую очередь это значит, что любые действия, производимые катализатором, являются отражением самой природы этого катализатора. Отсюда мы заключаем, что великий дух обладает и мужским, и женским началом, что он есть и бог, и богиня. Я говорю все это не для того, чтобы опорочить или принизить концепции, существующие в других верованиях. Нет, я просто объясняю общепринятое понимание природы божества у виккан.

Далее в этой главе мы поговорим о природе и происхождении викканской идеи богини и бога. Происхождение этих божественных форм весьма древнее. Наскальные изображения каменного века показывают их в связи с повседневными заботами людей—охотой, выживанием, продлением рода. Из раскопок древних захоронений становится очевидным, что древние люди верили в жизнь после физической смерти и всегда снаряжали умершего оружием, припасами и всем тем, что могло пригодиться для жизни в ином мире. Вполне возможно, что размышления и сны первобытных людей подвели их к мысли о возможности существования за пределами привычной жизни.

В снах они испытывали страх, радость, боль и удовольствие. Но в снах с ними происходило и много необычного, чего никогда не случалось в повседневной жизни. Люди знали, что мир снов сильно отличается от того мира, куда попадаешь, проснувшись. Так возникла уверенность в существовании других миров и иных жизней. Силы природы, конечно, тоже играли не последнюю роль в формировании религиозной мысли того времени. Громы и молнии, извержения вулканов, землетрясения - все это наполняло души ужасом и желанием постичь природу создателей этих бедствий, а также найти способы их умилостивить. Вот так были рождены первобытные боги.

Некоторые оккультисты, говоря об этом, употребляют термин egregores, иначе “божественные формы в сознании". Я же говорю о метафизических принципах и оккультных концепциях, ни одна из которых не может быть объяснена в нескольких абзацах. В принципе, эгрегор — это составная сущность, вмещающая в себя как человеческую, так и божественную энергии. Если люди племени начинали вырезать изображения своего божества и служить ему, то вследствие этого в астральном измерении из материи эфира начинал формироваться образ божества. На этой стадии божество — это то, что мы можем назвать “формой в сознании”, то есть ментальной энергией, сформировавшейся в определенный образ. Чем больше ритуальной энергии исходит от поклоняющихся, тем более зримой и цельной становится ментальная форма.

Божества, обитающие в высших измерениях, ощущают эту энергию как зыбь, как струящийся эфир — и это понятно, так как все семь плоскостей Бытия сцеплены между собой. Сама суть божества такова, что оно с охотой вступает в контакт, делая это путем излучения особой искры жизни. Эта искра является частью его существа и передается в “форму в сознании”. Так в форму вдыхается жизнь. Теперь это сознающий и чувствующий бог или богиня, причем такой, каким ощущают его верующие. Поэтому старая викканская мудрость учит, что боги так же нуждаются в нас, как и мы в них. Для них желанны наши ритуалы, снабжающие их энергией; важна наша вера, которая обеспечивает их связь с нами. Чем старше эгрегор, тем более могущественным он делается. Если культ исчезает, то и эгрегор дремлет где-то там, в тумане астральных измерений: Но как только люди вновь поклонятся ему, назовут его имя и исполнят необходимые ритуалы, он пробудится. Именно это происходит в наши дни, когда восстанавливаются старые викканские градации.

Очень важно понимать, что не все боги и богини — это эгрегоры. Великие бог и богиня существовали всегда, до и независимо от появления человечества. Великие бог и богиня являются архетипами, а эгрегоры — это их отпрыски. Очень важно знать их природу и понимать их важность, поэтому мы обсудим, что говорит викканская теология о великом боге и великой богине.

* Тuatha De Danann — племена богини Дану. “Тuath” — “племя” на ирландском языке. В средневековье считались одной из "рас", завоевавших Ирландию. Они прибыли с таинственных северных островов, победили демонов-фоморов, но затем уступили свое господство сыновьям Миля. Дану признавалась матерью-прародительницей богов. — Прим. пер.

БОГ